Включи мозги, кнопка справа! механизм создания креативных решений

      Комментарии к записи Включи мозги, кнопка справа! механизм создания креативных решений отключены

Включи мозги, кнопка справа! механизм создания креативных решенийПрошлую статью (28.01.13) мы закончили творческой сессией, и я надеюсь, что ее результатами читатель, сделавший домашнее задание, остался доволен. В итоге должен был появиться последовательность вопросов, и показаться новое осмысленное чувство момента творчества, внутренней концентрации (внешней отрешенности) и творческого ступора. Разбору изюминок творческой сессии посвящена вторая статья.

Начать хотелось бы с картины видного бельгийского живописца Рене Магритта. Какую идею стремился донести создатель, синтезируя эти предметы совместно? Каким новым смыслом наделил он собственную работу?

Вот что сказал сам Рене Магритт о картине «Каникулы Гегеля»: « мой предмет соединяет в себе два противоположных рвения – не желает воды (отталкивает ее) и желает воды (подхватывает ее)». Развивая, заложенную в картине идею, возможно заявить, что эта картина о диалектике всего сущего, о множественности взоров на проблему, себя, окружающий мир. Один взор, одна точка зрения ведет к узости мышления. выход «точки и» Изменение сборки за привычные границы мышления разрешают увеличить «узкие монгольские глазки» и заметить целую оранжерею будущих ответов.

Картина ставит диалектический вопрос: а как относиться к воде? С одной стороны, ее необходимо собирать, поскольку она нужна. С другой, от нее необходимо защищаться. Другими словами отношение к воде определяется разглядываемым контекстом: то, что не редкость прекрасно в одной ситуации, довольно часто выясняется противоположным в второй. Для одних война – горе и разрушения, для других – возможность обогатиться и собрать редкую коллекцию произведений искусства.

Не бывает лишь тёмного либо белого, и чем шире взор, тем больше вероятных дорог. Проводя параллели, можно подчернуть, что сутью креативного мышления есть умение выстраивать связи между разными, иногда несовместимыми а также абсурдными предметами физического и метафизического бытия, создавая на их базе прагматические ответы. Главным принципом творческого мышления есть синтез!

Синтез – это нарушение (разрушение) привычных границ восприятия посредством комбинирования, противопоставления, совмещения, казалось бы, несовместимых вещей и создание новых рамок восприятия.

Часто, глядя на итог творчества, восхищаешься умением автора так уникально соединить различные предметы в единую идею конечного продукта. Так образ легендарной соковыжималки «Juicy Salif» появился спонтанно. Ее создатель – французский дизайнер Филлип Старк – заметил идею соковыжималки в осьминоге, которого ел за обедом в кафе, где и сделал первый эскиз будущей иконы дизайна.

Уровни синтеза

Давайте проанализируем этапы творческой сессии и сопутствующие каждой из них особенности мышления. В прошлой статье упоминалось о трех этапах и уменьшающихся временных промежутках, выделяемых на любой из них.

Все более краткие промежутки обусловлены необходимостью «внешнего пинка», мотивирующего творца на большую «мыслеварительную» деятельность, собранность и концентрацию в течение отведенного времени, и спецификой мышления, для которого свойственны провалы и пики мыслительной активности на протяжении творческой сессии. Любой последующий пик по длительности меньше прошлого.

В случае если наблюдательный читатель отыщет в памяти последнюю творческую сессию, то увидит, что для ее участников характеры «творческие волны», на протяжении которых люди наперебой предлагают собственные идеи либо дополняют предложения сотрудников. Спустя некое время появляется затишье, и участники загружены в себя. Позже опять, кто-то предлагает идею, которая ведет к очередной «творческой волне».

Принципиально важно кроме этого упомянуть о переходе на каждом следующем этапе в новую территорию, разрешающую творцу выполнять более глубокое погружение (творческий нырок), из-за которого он пытается достигнуть «чистого креатива». Длительность времени и последовательность перехода из одной территории в другую жестко не детерминированы, все зависит от скорости и тренированности мышления, но в целом, любой творец стремительнее либо медленнее проходит этапы, обрисованного ниже метода. Сложно придумать что-то сходу очень способное, для этого требуется последовательность предшествующих сессий.

На начальной стадии (туре) творческой сессии, длительность которой образовывает 15 мин., мышление начинает с ответов из поверхностной территории знаний, предлагая трюизмы (банальности), очевидные варианты из территории «оперативной памяти» и «библиотеки штампов». Одним словом, варианты, приходящие на ум прежде всего.

Исчерпав данную территорию, мышление творца перемещается в «глубинную память», применяя ее пространство (географическое, историческое, виртуально-сказочное) для выработки ответов. К примеру, в случае если выбранными предметами для творческой сессии являются лист и пластиковый стаканчик белой бумаги А4, то трюистическими вариантами идей станут стаканчик для лепки куличиков в песочнице, форма для нарезки теста, в которое завернут мясной фарш, дабы приготовить пельмени. А переместившись в географическую территорию, стаканчик наполнится мыльным раствором, лист свернется в трубочку и окажется детское развлечение по пусканию мыльных пузырей.

На протяжении второго этапа мышление трудится с замечательнейшим инструментом – последовательности. Последовательность – это матричное умножение особенностей предмета на пространство территории знаний, включающее разные подзоны и разветвления. Уникальность последовательности содержится в том, что он разрешает заметить все нюансы ответов за счет малого трансформации каждого последующего варианта, вырабатываемого в рамках одного свойства предмета.

Выбирая вероятные варианты каждого свойства, возможно взять десятки ответов, а вдруг перемножить одно свойство на второе, ответов окажется в десятки раза больше, поскольку умножение не линейное, а матричное. Как пример приведу выдержку из собственной последней творческой сессии, посвященной выработке идей новогодних подарков 2014.

В то время, когда матрица с перечисленными особенностями предметов выстроена, следующим этапом есть перемножение, другими словами выработка будущих вариантов подарочных ответов. Первым «рядом» в таблицерассматриваются варианты «Классические поздравления» (успеха, счастья, удач), каждое из которых наносится на подкову. В итоге получается три варианта подарков.

Подразделом последовательности «Классические поздравления» станут материалы изготовления (шоколад, PVC, пластик). Методом несложного перемножения последовательности на подряд получается девять вариантов подарков. Варианты материалов, из которых возможно сделать презент, определяются исходя из собственных производственных возможностей либо возможностей собственных поставщиков.

В случае если добавить еще одно свойство – «комплект», – то возможно дополнительно предложить подковы не только с одним, пускай и различным пожеланием, но и целый комплект пожеланий. К примеру, комплект елочных украшений из пластика, складывающийся из четырех подков с различными пожеланиями. А ведь игрушки смогут быть не только из пластика. Игрушек возможно больше либо меньше четырех.

Наносимые поздравления возможно скомбинировать с опытными поздравлениями. Три простых плюс одно опытное. И без того потом.

Исчерпав один его подряды и ряд, переходим к перемножению «Опытные поздравления» на «Материалы изготовления», потом «Опытная айдентика» на «Материалы изготовления».

При жажде возможно перемножить «Опытную айдентику» и «Классические поздравления». Так по кругу на подкове возможно написать «Удачи на дороге», а посередине изобразить автомобильное колесо. Исчерпав перечисленные выше особенности предметов, расширяем территорию знаний, додавая в нее русскую тройку, сани, лошадку-другие элементы и качалку.

Наряду с этим свойства предметов возможно покинуть прошлыми, дополнить новыми либо заменить. Применение данного метода разрешит каждый год предлагать рынку много уникальных идей подарков.

Исчерпав последовательности, мышление переходит к множителям либо умножению «Все на все». Данный переход легко подметить, стоит пристально понаблюдать за участниками творческого штурма. Глаза поднимаются, участник начинает что-то искать около себя, довольно часто сознательно всматривается в объекты, расположенные за окном, в надежде взять подсказку извне.

На данном этапе творческой сессии перемножаемые объекты, выбранные в начале творческой сессии, совместно либо поодиночке прикладываются к внешнему миру с целью связать их с недостающим компонентом синтеза и взять новую идею продукта. Поиск нужно затевать не с хаотичного блуждания по окружающему пространству глазами, а с фокусирования и выбора внимания одном объекте. К примеру, участник выбрал стенке, которую видит в момент творческой сессии.

Медлительно сканируя ее глазами, он прикладывает выбранные предметы ко всему, что видит на стене (часы, полки, книги, картины, статуэтки), и к самой стенке, учитывая ее особенности в виде неровностей, углов, паутины, обоев, покинутых жирных пятен.

Все решения, вырабатываемые при применении универсального приема творческого мышления – умножение одного объекта на другой во всем достатке его особенностей, являются резултатами синтеза, что лежит в базе многих мыслительных инструментов. Так в SWOT-анализе синтез разрешает производить огромное количество оригинальных решений и новых по всем четырем квадрантам.

Для этого требуется декомпозиция объекта на множество составляющих и дисциплинированное матричное перемножение всех множеств между собой. Подробнее об этом будет поведано в одной из следующих статей, посвященных креативному маркетингу.

На третьем этапе мышление переходит на уровень комбинаторики, где творец начинает изменять (резать, гнуть, мять, плавить, дробить, соединять между собой и без того потом) компоненты, входящие в конечный продукт. Так из листа бумаги возможно сделать игральные кости, а стаканчик применять в качестве емкости для выбрасывания и перемешивания кубиков. Пройдя этап комбинаторики, на протяжении последней пятиминутки творец достигает территории креатива, складывающейся из «нечистого» и «чистого» варианта.

Наименование и сущность ответов территории «нечистого креатива» связано с областью запретов и табу, накладываемых на все элементы «коробки Пандоры» каждого человека. К нему относится область подсознания, хранящая подавляемые элементы — катастрофы, травмы, запрещенные поступки, и все стыдное и неприятное, что сам человек отфильтровывает из собственного простого поведения благодаря социальным регуляторам и этике.

Как бы ни было не очень приятно думать об этом, но проходить «область Пандоры» нужно, в другом случае творец не сможет попасть в зону «чистого креатива», делается заложником собственных драконов и мифов. На мой взор хорошим примером есть Квентин Тарантино, вываливающий на зрителей коробки «нечистого креатива». Антиподом Тарантино возможно назвать французского режиссёра Патриса Леконта.

Его фильм «Женщина на мосту» есть примером прекрасных метафор о любви, страсти, нежности и ревности.

«Нечистым креативом» кроме этого именуют разнообразные недоработки, каковые смогут предшествовать появлению настоящих идей. Это что-то, пока несовершенное либо не удовлетворяющее всем условиям. Оно формирует чувство «в этом что-то имеется», но идею необходимо еще довести до конца. В такие 60 секунд происходит усиленная концентрация, творец начинает подгонять идея, выбирая дополнительные нюансы идеи.

И в какой-то момент головоломка планирует. Довольно часто это происходит на уровне озарения (идея пришла), совершается прорыв и появляется изобретение. Ура!

Творец достиг территории «чистого креатива».

Нужно упомянуть, что нет маленького пути, что по щелчку пальцев разрешает сходу попасть в зону «чистого креатива». Какими бы скоростью и техниками мышления не владел человек, метод неизменен. Все постоянно начинается от несложного к сложному.

У развитого мозга скорость успехи желанной территории выше, но путь тот же.

Наряду с этим, взяв креативное ответ, возможно двигаться и в обратном направлении. К примеру, возвратиться к последовательностям. Частенько это не редкость полезно, поскольку разрешает увеличить предложение, основанное уже не на очевидных, а креативных ответах. Я именую это «системным креативом», в то время, когда различным группам потребителей предлагается по сути одинаковый продукт, завернутый в различные «фантики» (обертки).

Так в прошедшем сезоне, на протяжении творческой сессии, я натолкнулся на занимательную идею подарка на 23 февраля. Одариваемый приобретает кирпич из пенопласта, два брусочка и поздравительную открытку, где ему предлагается разбить кирпич и взять в приз заключенную вовнутрь шоколадную медаль. Развивая идею, я возвратился к последовательностям, выделил свойство предмета – вложение вовнутрь кирпича – и перечислил все вероятные варианты подарков, каковые возможно применять.

Из оказавшегося перечня покинул лишь те, каковые помещаются в половинку кирпича. Техника последовательности разрешила существенно увеличить предложение по ассортименту, потребительским предпочтениям и цене, увеличив количество потенциальных клиентов при сохранении единой креативной идеи подарка. Кое-какие варианты вложений приведены ниже.

Практика

По традиции предлагаю закончить маленьким домашним заданием. В случае если в прошлой статье мы предлагали совершить креативный тур без карты, то разобравшись с этапами перехода и маршрутом движения, предлагаю пройти все три уровня повторно. Но сейчас нужно сознательно останавливаться в пути на каждом этапе, максимально его прорабатывая.

И без того, в путь!

Последовательности. 1 тур – 15 мин.:

  • выберите идею из неспециализированного перечня идей вашей творческой сессии;
  • выясните 2-3 свойства предметов (цвет, форма, варианты применения, материалы и др.);
  • нарисуйте матрицу и поиграйте с матричным умножением, фиксируя идеи продуктов.

Множители либо «Все на все». 2 тур – 10 мин.:

  • выберите идею из неспециализированного перечня идей вашей творческой сессии;
  • прикладывая элементы исходной идеи к «внешнему миру», отыщите недостающий компонент синтеза, что разрешит преобразовать исходную идею в новые продукты.

Комбинаторика. 3 тур – 5 мин.:

  • выберите идею из неспециализированного перечня идей вашей творческой сессии;
  • предложите новые идеи, изменяя компоненты, входящие в исходную идею(разрезав, согнув, смяв, расплавив, раздробив и без того потом).

Алексей Баранов,
учитель «Русской школы управления»,
создатель направлений «Как создавать Развитие и» оригинальные «идеи творческого мышления»,
бренд-менеджер торговой фирме «Веста Альфа»

Все статьи цикла «Включи мозги, кнопка справа!»

  1. Энергия креативного маркетинга для рывка в бизнесе
  2. Механизм создания креативных ответов
  3. Золотые рекомендации для великого результата
  4. Подготовка к творческой сессии
  5. Допинг для творческого рывка
  6. ПО для мышления

Случайные записи:

сервис генерации кнопок.wmv


Еще немного статей: