Все о казанской тюбетейке

      Комментарии к записи Все о казанской тюбетейке отключены

Все о казанской тюбетейке

Источник: газета «Казанские Ведомости»

По громадным мусульманским праздникам по татарскому ТV показывают богослужения из мечетей. Величественные храмы, море склоненных в молитве голов… Из какого именно бы города ни шел репортаж, возможно рассмотреть, что изрядная часть тюбетеек на головах благочестивых прихожан — made in Tatarstan.

какое количество же их, таких узнаваемых, выходит из-под рук татрских мастеров и расходится по всем краям! Стоит разглядеть попристальнее это мелкое, казалось бы столь привычное, но однако чудо, несущее на себе отпечаток вкуса, истории и характера народа, его создавшего. Казанские тюбетейки не всегда были такими, какими мы их знаем на данный момент. В старину в Татарстане существовало великое разнообразие аналогичных головных уборов.

Мягкие и жёсткие, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые — они были чем-то наподобие визитки собственного обладателя, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии. Татары всегда были динамичным народом, большое количество ездили, торговали. Привозили незнакомые ткани, украшения, новые технологии и фасоны шитья.

Потому и костюм казанских татар подвергался влияниям и изменялся стремительнее, чем у соседних населений украины. На тюбетейки и женские калфаки также была собственная мода, изменявшаяся со временем. Неспешно к началу двадцатого века сложился их современный тип.

Наряду с этим нужно учесть, что "казанские" — это бренд, неспециализированное наименование, а шились национальные головные уборы не только в столице. Тюбетейки в большинстве случаев чёрного бархата, чаще тёмные либо зеленые, с плоским донышком. Вышивка броская, золотистыми нитками либо тесьмой, многоцветным бисером.

Калфачки также бархатные, броских цветов, вышивка в основном серебристо-белая.

Об орнаментах стоит поболтать очень. Фактически все они, кроме того самые простенькие, имели когда-то символическое значение. К примеру, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность судьбы, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" — альянс, содружество, брачные узы.

Растительный орнамент — знак судьбы земной, признательность Создателю за щедрость и красоту природы. Один из главных элементов цветочного орнамента тюркских народов, очень любимый татарами, — упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, знак весеннего восстановления. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, также восходят к далекому кочевому прошлому — дабы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и успешен.

А имеется орнаменты, неспециализированные для евразийских народов, к примеру солярные, солнечные символы, время от времени похожие на свастику, — это обереги, отгоняющие, по поверью, несчастья и болезни; не напрасно подобными украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних, еще доисламский, симметричный орнамент с центральным большим цветком принято вычислять упрощенным изображением древа судьбы, знака судьбы на земле, связи с ушедшими в мир другой небесными покровителями и предками.

Это плодородия и пожелание здоровья, главный узор для женских калфаков — "во лбу звезда горит". Вышивальщицы вечно повторяют древние узоры, в большинстве случаев и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

В начале ХХ века в Казани и около нее трудились десятки тысяч мастеров, шили и вышивали тюбетейки. Кроме того поэт Тукай в собственном сиротском детстве одно время помогал торговцу "каляпушками".

Начиная с двадцатых годов это кустарное производство, как и другие народные промыслы, неспешно заглохло, только отдельные мастера работали самостоятельно, к девяностым годам большинство казанских тюбетеек выпускалась на двух-трех больших национальных фирмах, на данный момент захиревших, как по большому счету большинство легкой промышленности. Сравнительно не так давно произошло мне побывать в цеху одного из них. Запустение, последовательности молчащих швейных машинок.

Говорят, затраты на производство не окупаются. Безрадостно… И однако в Татарстане производятся тысячи тюбетеек, реализуются по всей России, вывозятся за границу.

Из пепла возродился древний кустарный промысел, и главная часть "каляпушек" выходит из-под рук надомников. В тяжёлые девяностые годы, в то время, когда везде не выплачивались зарплаты, рукоделие, совсем как в ветхие времена, выяснилось для многих, прежде всего сельских дам, возможностью поддержать собственные семьи. Доходы не очень щедры, но живые деньги.

Невольно отыщешь в памяти, что в то время, когда нас, девочек, приучали в юные годы держать в руках иглу, приговаривали — может, это когда-нибудь выручит, разрешит возможность заработать на кусок хлеба. Не верилось, казалось, второй век на дворе…

Как сообщила одна сельчанка — летом с детьми трудимся на огороде, а зимний период дружно "каляпушничаем" — вычисляй, тот же огород. По классической технологии тюбетейка шьется их трех слоев ткани и простегивается вручную, а между дорожками стежки протягивается для прочности узкая бечевка. Эта операция — протягивание — довольно часто поручается детям, кроме того мальчикам.

В то время, когда держишь в руках, рассматриваешь такое полностью рукотворное изделие, о многом возможно поразмыслить. К примеру, как очень сильно отражается личность мастера, его художественный вкус в манере шитья, и особенно вышивки. О том, что кроме того в скромной и недорогой тюбетейке либо калфаке использованы ткани и фурнитура из нескольких государств.

Под нескончаемые беседы о развитии малого бизнеса и народных промыслов кто-то все это собрал в Москве и Китае, Турции и Эмиратах, привез, кто-то доставил в сельскую глубинку, организовал сбыт. Имеется, имеется у нас предприимчивые без лишней болтовни люди. И еще думается о будущем классического промысла.

С приходом новых разработок он был между молотом и наковальней. В развитых государствах изделия ручной работы стоят намного дороже промышленных, в Европе цена квадратного дециметра бисерной вышивки начинается с трехзначной цифры в евро. А у нас еще кое-где услышишь — "прекрасно сделано, прямо как фабричное", и верхнюю ценовую нишу в магазинах и на рынках занимают тюбетейки отнюдь не ручной работы, к тому же вышитые на программируемых автоматах.

Эффектные изделия… Такие часто преподносятся кроме того в качестве VIP-подарков, время от времени украшают VIP-головы на сабантуях, давая пример для подражания. Сомневаюсь, что на родине, к примеру, персидских ковров образцы машинной работы ценят выше, чем ручной. А нижнюю ценовую нишу занимают недорогие конвейерные тюбетеечки из Китая.

Не кто другой, как создатель этих строчков во второй половине 90-ых годов двадцатого века упомянула в одной статье о гипотетической, казалось, возможности аналогичной экспансии Китая на татрский рынок. Дожили, но, — а также не верилось.

Тюбетейка — основной казанский сувенир, редкий турист уедет из Казани, не купив хотя бы одну на память. И вдобавок они до сих пор носятся как головной убор, хотя бы по особенным случаям. Исходя из этого в продаже должны быть различные — дорогие и недорогие, собственные и импортные, конвейерная массовка и эксклюзивные изделия, но, возможно, стоит отличать одно от другого и ценить самобытное наследие предков, дошедшее до наших дней в виде живого, не обращая внимания на все повороты судьбы, и по-настоящему народного промысла.

Случайные записи:

Платон Горохов [platonnn_] — Подборка вайнов


Еще немного статей: