Три золотых правила риторики

      Комментарии к записи Три золотых правила риторики отключены

Три золотых правила риторики

Процесс подготовки оратором собственного выступления связан с обдумыванием как самих пунктов замысла, так и всей совокупности его разделов, вероятных вопросов аудитории и пр. Для этого создатель обязан поразмыслить об обоснованности каждого сообщённого им слова, обосновать каждое новое суждение, и испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений. Среди бессчётных правил риторики возможно выделить три, являющихся самые существенными.

В кратком изложении они смогут быть сформулированы так.

Среди всех бессчётных правил риторики, каковые сформулированы на сегодня ее практиками и теоретиками, возможно выделить три, являющихся самые существенными:

  1. лозунг и Тезис.
  2. Формула Цицерона.
  3. Замысел и эпистема.

1. лозунг и Тезис

Выходя на трибуну, оратор обязан всецело осознавать отличие в это же время, что понимается в риторике под терминами «лозунг» и «тезис».

Тезис (греч.) — положение (идея), которое создатель либо оратор собирается доказать, обезопасисть либо опровергнуть. Иначе говоря тезис имеется идея, которую направляться доказать. Оратор, не опытный этого положения, не обосновывает собственные мысли, а лишь объявляет их, озвучивает с трибуны, исходя из этого часто выступление оратора, мало подготовленного в риторике, сводится к выкрикиванию отдельных мыслей, слов, призывов и пр. при отсутствии попыток обосновать, доказать, логично подвести слушателей к нужным выводам.

Логичность мыслей оратора делается дешёвой слушателям лишь по окончании того, как оратор начнет сказать. Следовательно, логичность мысли проявляется лишь в речевой деятельности, т.е. связь между риторикой и логикой безотносительна и постоянна.

Термин «лозунг» содержит в себе понятие, чуть ли не противоположное тому, что свидетельствует «тезис».Лозунг (нем.) — призыв, краткая, четкая, прекрасно запоминающаяся фраза, не требующая никаких обоснований либо доказательств ни для говорящего, ни для слушающих. К примеру: «Да здравствует Первое мая!» либо «Кадры решают все!».

Первое золотое правило риторики требует, дабы оратор логично, умело и красочно обосновывал собственные тезисы.

2. Формула Цицерона

Марк Туллий Цицерон в один раз сообщил: «Оратор имеется тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с преимуществом при выполнении».

Второе золотое правило риторики снимает вопрос о «судьях». Извечный вопрос, который связан с контролем, с оценкой, со согласием, снимается данной формулой Цицерона. Оценка любого устного выступления, увязанная с мнением Цицерона, разрешает опираться не столько на личные знания, собственный опыт, персональный вкус, внутренний голос критика, сколько на вывод человека, ставшего в риторике авторитетом чуть ли не безотносительным.

Итак, в случае если перечитать формулу Цицерона, то возможно найти в ней пять составляющих, пять требований, каковые создатель рекомендует предъявлять к оратору.

Оратор имеется тот, кто любой вопрос (требование 1) (по тематике оратора, очевидно) изложит со знанием дела (2), стройно (3А), изящно (3Б), с преимуществом (4) при выполнении.

Прекрасно было бы обратить на них внимание с той точки зрения, которую предлагает Цицерон в разрешённом высказывании: анализировать любой абзац, каждое предложение по всем пяти составляющим формулы Цицерона, а саму формулу забрать запомнить и вычислять за управление к действию.

По разделу «стройно и изящно» проходит линия между искусством и наукой, которыми различные авторитеты в риторике именуют саму риторику.То, что «стройно», то наука.То, что «изящно», то мастерство.

Наука поддается регламентации, подчиняется законам, по которым воздействие возможно повторено на основании научных разработок, методик и пр.

Мастерство не имеет строгих законов, все они приблизительны, личностны, повторение в рамках мастерства именуется копией. Прекрасно для всего человечества, что все люди говорят по-различному, что живописцы, музыканты, писатели, поэты не похожи, что ораторы являются всю вероятную гамму от «стройно и изящно», до оценок, прямо противоположных во всем, сформулированным самим Цицероном. Но, и в третьем правиле имеется много того, что идет от красивого мастерства.

3. Замысел и эпистема

Будем исходить из того, что в формальной логике имеется понятие модальности суждений. Введем понятие эпистемической модальности, под которой понимается выраженная в суждении информация об степени обоснованности и основаниях принятия самого понятия. Термин «эпистемический» восходит к греческому слову «эпистема», означающему в древней философии верховный тип несомненного, точного, полного знания.

Так, творческий процесс подготовки оратором собственного предполагаемого устного выступления связан с обдумыванием как самих пунктов замысла, так и всей совокупности его разделов, подразделов и пр., вероятных вопросов аудитории, предполагаемых ответов оратора на эти вопросы. Иначе говоря эпистемическая подготовленность оратора к выступлению предполагает, что он готовился к акту выступления самым лучшим из вероятных для него вариантом. Для этого создатель обязан думать об обоснованности каждого сообщённого им в ходе лекции слова, обосновывать каждое новое суждение уже непременно обоснованными ранее, испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений, излагаемых им устно перед аудиторией.

Все сообщённое выше относится и к первому «золотому» правилу риторики.

Написание самого замысла возможно многократным в том смысле, что создатель будет неоднократно переделывать собственный замысел, стремясь сделать его максимально эпистемичным, т.е. доказательным во всех его составляющих качествах.

Сам замысел может смотреться, к примеру, следующим образом. Данный пример возможно одним из вариантов конкретного замысла выступления на конкретную тему, обдуманную автором заблаговременно.

Знаком | — |, т.е. отрезком прямой, ограниченным с двух сторон, обозначим наименование темы и наименование выступления главных (основных) разделов замысла. Тогда замысел может принять следующий вид.

| (Правильное наименование темы) |

—Введение

I. | (Правильное наименование раздела) |

II. | (Правильное наименование раздела) |

III., | (Правильное наименование раздела) |

—        Выводы либо Заключение

направляться выделить, что:

1. любое наименование темы (раздела) будет понятнее для аудитории, в случае если в нем будет мало слов, «чем меньше — тем лучше». Оратор, стремящийся к отказу от многословия (не говоря уже об отказе от слов-паразитов), осуществляет тем самым самоконтроль собственной риторической деятельности, что скажется благоприятно на неспециализированных итогах его выступления перед аудиторией;

2. главные разделы замысла, обозначенные римскими цифрами I, II, III, смогут делиться на более небольшие вопросы, обозначаемые арабскими цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.), а эти последние — на еще более небольшие, обозначаемые строчными буквами (а, б, в, г и пр.).

Тогда любой раздел замысла в развернутом виде может воображать собою следующее, к примеру:

II. | — |

1) | — | a) | — | б) | — |

2) | — | a) | — | б) | — | в) | — |

3) и т.д. по всем подпунктам.

Таковой подробный, развернутый замысел выступления на практике часто именуют «замысел-гармонь», потому, что его возможно «свернуть» либо «развернуть» и «сыграть» по нему, как по нотам, пьесу, обозначенную в заголовке ораторского выступления.

Наряду с этим подходе умелый оратор может не писать полный текст собственного выступления, пользуясь на трибуне лежащим перед ним подробным «замыслом-гармонью». Малоопытный напишет полный текст, заберёт его с собой на трибуну, но сказать лучше не просматривая текст, а ориентируясь в материале выступления по замыслу;

3. во введении возможно сказать о:

  • том, чем примечательна предлагаемая оратором тема,
  • том, чем притягательна предлагаемая тема для оратора,
  • и возможно дать второе начало, придуманное самим оратором.

На практике бывают случаи, в то время, когда:

  • тема серьёзна, но оратору не весьма приятна (и напротив, вариантов возможно множество),
  • тема не имеет глобальной значимости, но оратору серьёзна по обстоятельству некоторых личных (домашних) изюминок (либо второе сочетание неспециализированных и частных заинтересованностей),
  • начало выступления связано с броским, конкретным, узнаваемым для аудитории примером, дающим «запев» для всего последующего хода лекции (беседы, встречи и пр.);

4. всякое выступление умелый оратор заканчивает выводами либо заключением, что не одно да и то же:

  • Выводы даются для менее подготовленной аудитории и содержат в себе краткий повтор одной самой серьёзной мысли каждого раздела замысла выступления (без доказательств и примеров).
  • Заключение лучше направить более подготовленной аудитории, обязательно включая в него попытки прогноза развития вопросов, освещенных в ораторском выступлении. Всякие повторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новыми формулировками, хорошими от высказанных на протяжении выступления.

Эпистемическая подготовка замысла выступления соотносит само выступление с тем, «как отечественное слово отзовется», не смотря на то, что полностью предугадать это не представляется вероятным. Без введения и без выводов (заключения) умелый оратор собственное выступление не имеет возможности себе представить, не имеет возможности показаться на трибуне с не хорошо продуманным замыслом.

***

Итак, подводим результат «золотым» правилам риторики. В кратком изложении они смогут быть сформулированы так.

I. Каждую собственную идея, каждое положение (тезис) оратор обязан доказать собственной аудитории. Обязательностью доказательства, аргументированностью тезис отличается от лозунга.

II. Умелый оратор обязан сказать так, дабы его обращение отличалась стройностью, изяществом, преимуществом.

III. Замысел лекции должен быть подготовлен на базе древней эпистемы, т.е. так, дабы лекция (выступление) принесла аудитории эстетическое удовольствие и максимум пользы для слушателей.

Эти правила направляться запомнить, сделать управлением к действию.

Создатель: Дмитрий Николаевич Aлeксaндpoв, профессор истории , доктор наук, академик Русском академии естественных наук.

Источник: elitarium.ru

Случайные записи:

Как заговорить по-английски: 4 золотых правила


Еще немного статей: