Марсель мосс. эссе о даре. фрагменты.

      Комментарии к записи Марсель мосс. эссе о даре. фрагменты. отключены

Марсель мосс. эссе о даре. фрагменты.Фундаментальным трудом для построения теорииподарка нужно считать известную работу французского социолога иантрополога Марселя Мосса Эссе о даре. Увлекательны совершённые в этойработе изучения основополагающей роли дарения в социальномустройстве некоторых архаических обществ и связанные с этим понятия,ритуалы, традиции, каковые разрешают осознать глубинную сущностьпонятия дарения.

Работа Мосса сложна для чтения через интернет уже хотя бы из-заогромного количества примечаний. Исходя из этого мы помещаем выдержки из неев очень сильно сокращенном и адаптированном варианте. Выделения в текстесделаны нами.

Полный текст возможно прочесть в книге Мосс М. Очерк о даре //Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. сфранц., комментарии и послесловие А. Б. Гофмана.

М., Восточнаялитература, РАН 1996.
Из наблюдений над некоторыми меланезийскими и полинезийскими народамивырисовывается очень четкий вид порядка дарения. Материальная иморальная жизнь, обмен функционируют в том месте в благородной и в то жевремя необходимой форме.

Более того, эта обязательностьвыражается мифологическим, мнимым либо, в случае если угодно,символическим и коллективным методом: она принимает форму интереса кобмененным вещам. Последние ни при каких обстоятельствах не отрываются от участниковобмена, а создаваемые ими союзы и общность довольно нерасторжимы.В конечном итоге данный знак социальной судьбе — постоянствовлияния обмениваемых вещей — только высказывает достаточно прямоспособ, которым подгруппы этих сегментированных обществ архаическоготипа всегда встраиваются одна в другую, во всем ощущая себя вдолгу приятель перед втором.

Индейские племена северо-запада Америки владеют теми же самымиинститутами, лишь более радикальными, более четко выраженными.В первую очередь, возможно утверждать, что сделка тут малоизвестна. Дажепосле долгого контакта с европейцамини одна из многочисленныхпередач имущества, создаваемых тут неизменно, не существуют в противном случае, как в праздничных формах потлача.

Сначала нужно краткое описание этих обществ. Племена, о которыхпойдет обращение — все обитают на побережье северо-запада Америки, Аляскии Английской Колумбии. Они промышляют больше морской и речной рыбнойловлей, чем охотой, у них нет земледелия.

Они, но, весьма богаты,а также на данный момент рыбная ловля, охота, меха оставляют им значительныеизлишки. У них самые прочные дома из всех американских племен ивесьма развита обработка кедра. Их лодки хороши, их ремесла высокоразвиты.

Кроме того до знакомства с железом в XVIII в. они умели собирать,плавить, формовать и чеканить медь. Бронзовые пластинки помогали им чем-то наподобие денег. Вторым видом денег были красивые шерстяные накидки,так именуемые чилкат, с восхитительными узорами.

У этих народов естьпревосходные рисовальщики и профессиональные скульпторы. Обработанныеими трубки, дубины, палки, ложки из резного рога и пр. являютсяукрашением этнографических коллекций.

У этих племен двойная морфология: начиная с конца весны онирассеиваются, занимаясь охотой, сбором питательных корней и ягод вгорах, ловлей лосося в реках; с зимы они планируют в так называемыхгородах. И как раз тогда, в течение всего периода данной концентрации,они будут в состоянии постоянного возбуждения. Их социальнаяжизнь в том месте делается очень интенсивной.

Она воображает собойчто-то наподобие постоянного брожения. постоянные визиты и Тут целыхплемен, кланов и семей друг к другу, и повторяющиеся затяжныепраздники, любой из которых обычно очень продолжителен. По случаюбракосочетания, разных ритуалов, для увеличения статусарасходуют, не считая, все, что было в течение лета и осенинакоплено промыслом на одном из самых богатых побережий мира. Самачастная жизнь протекает таким же образом: приглашают людей из своегоклана, в то время, когда убивают тюленя, в то время, когда открывают сосуд сконсервированными ягодами либо кореньями, созывают всех, в то время, когда наберег выбрасывает кита.

У них существуют братства, довольно часто межнациональные. Часть даров иответных поставок предназначены для оплаты последовательнодостигаемых возвышений и степеней в братствах. Ритуалы этихбратств и кланов следуют за бракосочетаниями вождей, продажамимеди, инициациями, шаманистскими и погребальными церемониями. Всеэто осуществляется на протяжении постоянного потлача. Существуют потлачи влюбом направлении, соответствующие вторым потлачам в любомнаправлении.

Это постоянный процесс give and take (даем -приобретаем).

Сам потлач, характерный для этих племен, имеется не что иное, каксистема взаимообмена дарами. Потлач отличает вызываемое им буйство,излишества, антагонизмы, с одной стороны, а с другой — некотораяскудость юридических понятий, несложная и неотёсанная структура. Тем неменее, на практике правила определенны и достаточно ясны.

Двапонятия в них, но, выражены совсем четко: это понятие кредитаи понятие чести.

Экономическая совокупность индейцев Английской Колумбии, как и уцивилизованных народов, обширно базируется на кредите. Во всехсвоих фирмах индеец надеется на помощь собственных друзей. Онобещает заплатить им за эту помощь потом.

В случае если оказаннаяпомощь содержится в полезных вещах, измеряемых индейцами в одеялах,он обещает вернуть цена займа с процентами. Индеец нерасполагает совокупностью письменности, и исходя из этого, дабы обеспечитьгарантии соглашению, оно совершается публично. Получение взаймы,с одной стороны, оплата долга, с другой — это потлач.

Этаэкономическая совокупность развита до таковой степени, что капитал, которымвладеют все индивиды, объединенные в племя, намного превышаетколичество наличных сокровищ, находящихся в распоряжении. Иначеговоря, условия совсем подобны тем, каковые господствуют внашем собственном обществе: если бы мы захотели, дабы нам оплатиливсе отечественные займы, то обнаружилось бы, что в конечном итоге денег дляих оплаты никоим образом не хватает.

Нужно осознать, что индеец, приглашающий всех собственных друзей исоседей на большой потлач, где на первый взгляд растрачиваютсярезультаты труда многих лет, преследует две цели, каковые мы не можемне признать разумными и хорошими похвалы. Первая цель — оплатитьсвои долги. Это совершается публично, с громадными церемониями и вманере нотариального акта.

Вторая цель пребывает в таком размещенииплодов собственного труда, дабы извлечь громаднейшую пользу как для себя,так и для собственных детей. Те, кто приобретает подарки на этомпразднике, приобретают их как займы, каковые они применяют в своихтеперешних фирмах, но по прошествии нескольких лет они должнывернуть их с пользой для дарителя либо его наследника. Значит,потлач в конечном итоге рассматривается индейцами как способобеспечить благосостояние собственных детей в случае, если они покинут ихсиротами в юном возрасте.

Исправив термины долг, оплата, погашение, заем,и заменив ихтерминами сделанные ответные подарки и подарки, мы получаемдостаточно правильное представление о функционировании в потлаче понятиякредит.

Как мы видели, подарки циркулируют вместе с уверенностью, что они будутвозмещены, имея в качестве гарантии силу даваемой вещи, котораясама имеется эта гарантия. Но в любом обществе природа дара обязываетк определенному сроку. Из самого определения явствует, что совместнаятрапеза, раздача кавы, уносимый талисман не смогут быть возвращенынемедленно.

Нужно время, дабы осуществить любую ответнуюпоставку. Понятие срока, так, логически присутствует, когдаречь идет о нанесении визитов, брачных соглашениях, альянсах, заключениимира, прибытии на бои и регулярные игры, участии в тех либо иныхпраздниках, оказании обоюдных ритуальных и почетных одолжений,проявлениях обоюдного уважения. Эти проявленияобмениваются наровне с вещами и становятся все болеемногочисленными и дорогостоящими по мере того, как обществастановятся богаче.

Современная экономическая и юридическая историография полназаблуждений в этом вопросе. К примеру, Кук утверждает: В первобытныхобществах знают лишь режим яркого обмена, в передовыхобществах практикуется продажа за наличные. Продажа в кредитхарактеризует высшую фазу цивилизации; она появляется сначала вискаженной форме как сочетание продажи за наличные и займа. На самомже деле отправной пункт это дар, сложный феномен, что юристы иэкономисты оставляют в стороне.

Он с необходимостью порождаетпонятие кредита. Как раз из совокупности подарков, даваемых и получаемыхчерез какой-то срок, выросли яркий обмен (через упрощение,сближение ранее поделённых сроков), продажа и покупка в рассрочку иза наличные, и заем.

По-видимому, кроме того сами слова продажа и обмен чужды языку индейцев.

Очень велика роль, которую в соглашениях индейцев играетпонятие чести.Как раз тут престиж и индивидуальный престиж вождя его клана несвязаны так тесно с затратами и правильным ростовщическим расчетом привозмещении принятых даров, для того, чтобы перевоплотить в должников тех,кто сделал вас должниками. разрушение и Потребление при этомдействительно не знают границ. В некоторых видах потлача от человекатребуется истратить все, что у него имеется, и ничего не оставлять себе.Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым безумнымрасточителем. соперничества и Принцип антагонизма составляетоснову всего.

Политический статус индивидов в кланах и братствах,ранги разнообразные достигаются войной имуществ так же, как ивойной, успехом, наследованием, альянсом либо браком. Но всерассматривается так, как если бы это была лишь борьба достатков.

Существуют, напр., выражения жадный до пищи, желающий быстроразбогатеть либо прекрасное проклятие, направленное против малыхвождей: Малые, обдумывающие; малые, трудящиеся; …побежденные;…дающие слово дать лодки; …берущие даваемую собственность;…стремящиеся купить собственность; …трудящиеся лишь радисобственности, предатели. Ср. другую обращение, в которой говорится овожде, устроившем потлач, и о людях, каковые его принимают и никогдане возмещают: Он пригласил их, угощал их …беспокоился о них…

Бракосочетание детей, участие в братствах осуществляются лишь впроцессе обменных и ответных потлачей. Их теряют в потлаче, кактеряют на войне, в игре, на скачках, в борьбе. Во многих случаях их дажене дарят и не возмещают, а просто разрушают, не стремясь создаватьдаже видимость жажды взять что-либо обратно. Сжигают целые ящикирыбьего жира, сжигают дома и огромное множество одеял, разбиваютсамые дорогие бронзовые изделия, выбрасывают их в водоемы, чтобыподавить, унизить соперника.

Так снабжают продвижениепо социальной лестнице не только самого себя, вместе с тем и собственной семьи.Такова, значит, правовая и экономическая совокупность, в которойтратятся и перемещаются большие достатки. В случае если угодно, можноназвать эти перемещения обменом либо кроме того коммерцией, продажей, но этокоммерция добропорядочная, проникнутая великодушием и этикетом. Вовсяком случае, в то время, когда она осуществляется в другом духе, с цельюнепосредственного получения прибыли, она делается объектомподчеркнутого презрения.

Отдавать — уже значит разрушать. Часть ритуалов дарения включаетразрушения. К примеру, ритуал выплаты приданого, либо как именует егоБоас, выплаты брачного долга, содержит церемонию, котораяназывается топить лодку. Время от времени это церемония символическая. Ноиногда поездки на потлач включают настоящее разрушение лодок прибывшихпосле усердной помощи при выгрузке всего, что в них было.

После этого приотъезде гостям отдаются лучшие лодки.Но разрушение в собственном смысле образовывает, по-видимому, высшуюформу траты. Ее именуют убивать собственность. В действительноститак обозначают кроме того раздачу одеял: какое количество одеял было утрачено,дабы его заметить.

В эту практику разрушения в потлаче вторгаются кроме этого две движущиесилы. Во-первых, тема войны: потлач — это война. Он носит иногданазвание танец войны.

Существуют танцы, исполняемые для того, чтобысделать кого-то рабом, и потлач без танца с целью убить кого-то.Совершенно верно так же как на войне, возможно овладеть масками, именами ипривилегиями убитых обладателей, в войне имуществ убиваютсобственность: или собственную, дабы другие ею не владели, либособственность вторых, отдавая им имущество, которое они будут обязанывернуть либо не смогут вернуть. Нож на финише палки — знак потлача уквакиютлей. У тлинкитов это поднятое копье.

Присутствует кроме этого тема жертвоприношения. В случае если собственность убивают,то это исходя из этого, что у нее имеется жизнь. Глашатай говорит: Пускай нашасобственность остается в живых упрочнениями отечественного вождя, пускай отечественная медьостается несломанной.

Быть может, этим разъясняется наличие слов,имеющих два значения: пасть мертвым и раздавать потлач.

Не нужно думать, что мораль этого рода противоположна экономии иливызвана первобытно-коммунистической ленью. Цимшианы осуждают скупостьи говорят о главном храбрец, Вороне (творце), как он был изгнансвоим отцом, по причине того, что был жадным. Такой же миф существует утлинкитов.

Последние кроме этого осуждают лень и попрошайничество гостей ирассказывают, как понесли наказание люди и Ворон, каковые ходят изселения в селения, напрашиваясь на приглашение.

Как мы видим, понятие чести тут создаёт настоящие опустошения. Вэтом пункте хорошие учения кроме этого неправильно оценивают значениепобудительных обстоятельств людской поведения и всего, чем мы обязаныпредшествующим нам обществам. Кроме того столь искушенный ученый, какЮвелен, счел нужным выводить понятие чести, разглядываемое какнеэффективное, из понятия волшебной эффективности.

Он усматривает вчести, престиже только суррогат данной эффективности. Действительность сложнее.Понятие чести в не меньшей мере свойственно этим цивилизациям чем понятиемагии. Сама полинезийская мана символизирует не только магическуюсилу каждого существа, вместе с тем его честь, и один из лучших переводовэтого слова — это авторитет, достаток. Потлач у тлинкитов и хайдасостоит во взоре на обоюдные услуги как на честь.

Кроме того вподлинно первобытных племенах, таких, как австралийские, вопросычести столь же чувствительны, как в отечественных обществах, где получаютудовлетворение от поставок, пищевых подношений, обрядов так же, как иот даров. Люди обучились связывать между собой честь и имя задолго дотого, как обучились расписываться.

Было бы уместно изучить понятие самого богатства. С позиций,которая нас на данный момент занимает, богатый человек — человек широкий. Нонам нужно указать на связь между понятиями достатка,авторитета, права руководить теми, кто приобретает подарки, ипотлачем; эта сообщение очень определенна. К примеру, у квакиютлейодин из самые важных кланов — это валасака.

Это имя означаетвеликие, идущие сверху, раздающие на потлаче. Валасила свидетельствует нетолько богатства, вместе с тем раздачу одеял по случаю выставления напродажу меди. Вторая метафора пребывает в представлении о том, чтоиндивид делается тяжелым устроенными потлачами. О вожде говорится,что он проглотил племена, которым он раздал собственные богатства; еготошнит от собственности и т. д.

Этикет пира, дара, каковые принимаются с преимуществом, которых недомогаются, четко выражен в этих племенах. Укажем лишь на трипоучительных, с отечественной точки зрения, факта: вожди и знать на пирахедят мало, большое количество едят зависимые и простые люди; они изображаютгурманов в правильном смысле. Они поют на пиру, гудят в раковину,дабы заявили, что мы не умираем с голоду. Знатный человек никогдане упрашивает.

Врачующий шаман ни при каких обстоятельствах не требует плату, его духзапрещает ему это.

Потлач северо-запада Америки был достаточно изучен во всем, чтокасается самой формы контракта. Потлач значительно больше, чем юридическийфеномен: он — один из тех феноменов, каковые мы предлагаем называтьтотальными. Он есть религиозным, мифологическим ишаманистким, потому, что вожди, участвующие в нем и представляющиеего, олицетворяют в нем богов и предков, имена которых они носят,танцы которых они выполняют и во власти чьих духов они находятся.

Онявляется экономическим, и нужно измерять цена, значение,следствия и основания этих соглашений, огромных, даже в том случае, если исходитьиз сегодняшней европейской стоимости. Потлач имеется кроме этого феноменсоциально-морфологический: собрание племен, кланов и семей,кроме того наций информирует ему нервозность, чрезвычайное возбуждение. Людибратаются и одновременно с этим остаются чужими; они общаются ипротиводействуют друг другу в огромной коммерции и постоянномтурнире.

Мы не касаемся очень многочисленныхэстетических явлений. Наконец, кроме того с юридической точкизрения, в придачу к тому, что уже распознано в форме этих контрактов ив том, что возможно было бы назвать людской объектом соглашения, вдобавок к юридическому статусу договаривающихся сторон(кланов, семей, рангов и брачующихся), нужно добавить вот что:материальные объекты контрактов, обмениваемые в них вещи, такжеобладают особенным свойством, заставляющим их давать и особенновозмещать.

Три обязанности: давать, приобретать, возмещать.

Обязанность давать образовывает сущность потлача. Вождь долженустраивать потлач за себя, собственного сына, зятя либо дочь, за своихумерших.

Он сохраняет собственный ранг в племени (и в деревне, кроме того всобственной семье, он поддерживает собственный ранг среди вождей внациональном и интернациональном масштабе, лишь в случае если обосновывает, чтодухи и достаток всегда посещают его и ему помогают, чтобогатство это владеет им, а он владеет достатком, и доказатьналичие этого богатства он может, только тратя его и распределяя,унижая вторых, помещая их в тени собственного имени. Об одном из великихмифических вождей, не дававшем потлач, говорится, что у него былоиспорченное лицо.

В северо-западной части Америки утратить престиж- значит в один момент утратить душу: это вправду лицо,танцевальная маска, право воплощать дух, носить герб, тотем; этодействительно вступает в игру персона, которую теряют в потлаче, вигре даров как теряют их на войне либо благодаря ритуальной неточности.Во всех этих обществах торопятся давать. В любую секунду, выходящий зарамки повседневности, не считая кроме того собраний и зимних торжеств,вы должны пригласить друзей, поделить с ними плоды удачнойохоты либо собирательства, идущие от тотемов и богов; вы должныраспределять среди них все, что раздается на потлаче, где человек былприглашенным; вы должны высказывать признательность подарками за всякуюуслугу, услуги вождей,зависимых людей, родственников — и все этоделается, по крайней мере среди знати, — из страха нарушить этикет ипотерять собственный ранг.

Ненужно повторять подтверждение Дави относительно связи междупотлачем и политическим статусом, в частности статусом зятя либо сына.Не следует кроме этого комментировать объединительную сокровище пиров иобменов. К примеру, обмен лодками между двумя духами приводит ктому, что с этих пор у них лишь одно сердце; один из нихстановится тестем, второй — зятем, это было так, как если бы ониобменялись именами.

Один вождь квакиютлей говорит: Это моя гордость: имена, корни моейсемьи, все мои предки были… (тут он именует собственный имя, котороеодновременно есть именем и титулом нарицательным) устроителямимаксва (солидного потлача).

Приобрести бронзовую пластину — значит поместить ее под именем клиента.Вторая метафора пребывает в том, что имя дающего потлач тяжелеетблагодаря данному потлачу и теряет в весе от принятого потлача.Существуют и другие выражения той же идеи превосходства дарителя надпринимающим дар, в частности понятие о том, что последний — нечтовроде раба, покуда он себя не выкупил (тогда имя нехорошее, говорятхайда). Тлинкиты говорят, что подарки кладут на пояснице принимающих ихлюдей.

Потлач в конечном итоге — вещь страшная, и в том случае, в то время, когда егоне дают, и тогда, в то время, когда его принимают. Потлач — это действительноигра и опробование. К примеру, опробование пребывает в том, дабы неикать на протяжении пиршества.

Говорят: Лучше погибнуть, чем икать.Формула вызова: Вынудили отечественных гостей опорожнить их (блюда)…

При ритуальных неточностей у квакиютлей искупление состоит как раз втом, дабы дать потлач либо по крайней мере презент. В этом содержитсячрезвычайно ответственный правовой и ритуальный принцип всех этих обществ.Раздача достатков играет роль покаяния, привлекательной жертвы духами восстановления общности с другими людьми.

Потлачи искупления ритуальных неточностей у квакиютлей бессчётны. Надоустроить потлач тестю, что бы вернуть жену, ушедшую от вас…разумеется, по вашей вине. Принцип может употребляться фиктивно: когдавождь желает отыскать предлог для потлача, он отсылает собственные жену к тестю, стем дабы иметь возможность для новой раздачи достатков.

В одном мифе хайда племени массет рассказывается, как один старыйвождь устроил не хватает солидный потлач; другие его больше неприглашают, он умирает от этого, его племянники строят его статую,устраивают праздник, десять праздничных дней от его имени — тогда онвоскресает. В другом мифе массет дух, обращаясь к вождю, говорит ему:У тебя через чур много собственности, нужно устроить из нее потлач(вал — распределение, ср. слово валгал -потлач). Он сооружает дом иплатит строителям.

В другом мифе вождь говорит: Я не сохраню длясебя ничего; ср. потом: Я устрою потлач (вал) десять раз.

Обязанность приглашать совсем очевидна, в то время, когда она выполняетсякланами по отношению к кланам либо племенами по отношению к племенам.Но помимо этого нужно приглашать всех, кто может и весьма желает прийтиили приходит на праздник, на потлач. Забвение этого имеет пагубныепоследствия. Один ответственный миф цимшиан показывает, в каком состояниидуха зародилась значительная тема европейского фольклора: тема злойфеи, которую забыли пригласить на крестины и на свадьбу.

Отсюдапостоянно повторяющийся рассказ (характерный кроме этого и нашемуевропейскому и азиатскому фольклору) об опасности, коренящейся внеприглашении сироты, обездоленного, случайно показавшегося бедняка.

Конечно, смогут не приглашать тех, кто нарушает традиции, кто неустраивает праздничных дней, кто не носит имен; тех, кто не вернул потлач.

У тлинкитов имеется превосходное выражение: приглашенные считаютсяплавающими, их лодки блуждают по морю, приносимый имитотемический столб уносит ветром, останавливает же их потлач,приглашение. Один из достаточно распространенных среди квакиютлейтитулов вождя — это тот, к кому гребут; это кроме этого место, кудаприходят.

Оскорбление, нанесенное неприглашением кого-нибудь, ведет к тому,что его родственники солидаризируются с ним и кроме этого не приходят напотлач. В одном мифе цимшиан духи не приходят, пока не приглашенБольшой Дух, в то время, когда же его пригласили, они все приходят. В однойистории рассказывается, что, в то время, когда не был приглашен великий вождьНесбалас, другие вожди цимшиан не пришли; они сообщили: Он вождь,нельзя ссориться с ним.

Обязанность принимать носит не меньше принудительный темперамент.Отказаться от дара, от потлача не имеют права. Функционировать так -значит найти боязнь необходимости вернуть, боязньоказаться стёртым с лица земли, не ответив на презент. Вдействительности это именно и значит быть стёртым с лица земли. Этоозначает утратить вес собственного имени; это либо заблаговременно признать себяпобежденным, либо, наоборот, в некоторых случаях провозгласить себяпобедителем и непобедимым.

Реально, возможно, по крайней мере, уквакиютлей признанное положение в иерархии, победы в предыдущихпотлачах разрешают отказываться от приглашения либо кроме того в случаеприсутствия на празднике отказываться от дара без последующейвойны.

Но тогда потлач необходим для отказавшегося; особеннонеобходимо устроить более богатый праздник жира, где может состоятьсяточно такой же ритуал отказа. Вождь, вычисляющий себя выше,отказывается от подносимой ему ложки, наполненной жиром; он выходитза собственной медью и возвращается с ней, дабы погасить пламя (жира).Потом направляться последовательность формальностей, обозначающих вызов и обязывающихотказавшегося вождя устроить второй потлач, второй праздник жира.

Нов принципе любой дар постоянно принимается а также расхваливается.направляться звучно оценить приготовленную еду. Но, принимая ее, знают,что берут на себя обязательство. Дар принимают на пояснице.

Вещью ипиром не просто пользуются, но принимают вызов, а принять его смоглипотому, что имеется уверенность в ответе на него, в доказательстверавенства. Сталкиваясь подобным образом, вожди доходят до того, чтооказываются в комических обстановках, без сомнений осознаваемых каккомические. Как в старой Галлии либо в Германии, как на нашихстуденческих, солдатских либо крестьянских пирушках пожирают огромноеколичество еды, гротескным образом оказывают честь тому, ктоприглашает.

Покорность проявляют кроме того потомки того, кто кинул вызов.Уклониться от дарения, как и от принятия, — нарушить обычай, кроме этого как и уклониться от возмещения.

Вот из-за чего к приглашенным время от времени обращаются с опаской — ведьотвергая презент, они объявляют о собственном превосходстве. Один вождьквакиютлей говорит вождю коскимо (племя той же нации): Неотказывайтесь от моего дружеского подарка, либо мне будет стыдно, неотталки-вайте моего сердца и пр. Я не из тех, кто чего-то домогается,не из тех, кто дает лишь тем, кто для него берёт (дает).

Именнотак, приятели мои.

У тлинкитов ритуал разрешает вынудить заплатить себе больше и, сдругой стороны, разрешает хозяину вынудить приглашенного принятьподарок: неудовлетворенный гость делает вид, что выходит; дарительпредлагает ему двойной презент, именуя имя погибшего родственника.Возможно, данный ритуал связывает качества, каковые должныпродемонстрировать обе договаривающиеся стороны, с духами ихпредков…

Обязанность отвечать на подарки — это целый потлач в той части, котораяне сводится к чистому разрушению. Сами же эти уничтожения, чаще всегожертвенные, посвященные духам, по-видимому, не нуждаются вбезусловном возмещении, в особенности в то время, когда они совершаются верховнымвождем в клане либо вождем клана, уже признанного высшим. Но внормальных условиях потлач постоянно требует ответного потлача сизбытком, и каждый дар обязан возмещаться с избытком.

Процент общегоизбытка колеблется от 30 до 100 в год. Кроме того в случае если за оказаннуюуслугу человек приобретает одеяло от собственного вождя, он вернет ему два послучаю свадьбы в семье вождя, возведения на трон сына вождя и т.д.Вождь же, со своей стороны, даст ему все вещи, каковые он возьмёт своевременно ближайших потлачей, в то время, когда противоположные кланы компенсируют емуего благодеяния.

Представителям хайда говорят: Вы станете последними среди вождей,по причине того, что вы не могут выбросить в воду бронзовые пластины, как этосделал великий вождь.Совершенным было бы устраивать потлач, что оставался бы безответа: Ты желаешь давать то, что не будет компенсировано. Индивид,устроивший потлач, сравнивается с деревом, с горой: Я великий вождь,великое дерево, вы подо мной… изгородь около меня… я даю вамимущество.

Поднимите шест потлача, это единственное толстое дерево,это единственный толстый корень…. Хайда высказывают это метафоройкопья. Люди принимающие живут от его (вождя) копья.

Это, но,категория, забранная из мифов.

Обязанность достойно возмещать носит императивный темперамент. Еслине отдаривают либо не разрушают эквивалентные сокровища, навсегдатеряют лицо.Санкцией для обязанности отдаривать помогает рабство за долги. Индивид,что не смог возвратить деньги либо потлач, теряет собственный ранг а также рангсвободного человека.

В то время, когда индивид, скомпрометированный так, берет взаймы, онзакладывает собственный синоним и (имя этого выражения) он реализовывает раба.

Заключение

Итак, среди четырех больших групп народов мы сначала обнаружилив двух либо трех группах потлач, после этого распознали основную обстоятельство истандартную форму самого потлача и, наконец, нашли за ним и вовсех этих группах архаическую форму обмена, форму подносимых иполучаемых в ответ даров. Более того, мы идентифицировалициркуляцию вещей в этих обществах с циркуляцией прав личностей.Мы имели возможность бы на этом и остановиться.

Масштаб, распространенность,важность этих явлений разрешают нам всецело представить себепорядок, что обычен, возможно, для весьма большой частичеловечества в течение очень долгой переходной фазы, которыйсохраняется еще и у других народов, кроме тех, что мы сейчасописали. Они разрешают нам осознать, что данный принцип обмена-дара,возможно, свойствен обществам, каковые вышли из стадии совокупной,тотальной поставки (от клана к клану и от семьи к семье), но еще непришли к чисто личному соглашению, к рынку, где обращаютсяденьги, к продаже в собственном смысле и особенно — к понятию цены,определяемой во взвешиваемой и пробируемой монете.

Случайные записи:

Марсель Мосс. Дар


Еще немного статей: