Физика тендеров: как работать с госзакупками и коммерческими тендерами

      Комментарии к записи Физика тендеров: как работать с госзакупками и коммерческими тендерами отключены

Физика тендеров: как работать с госзакупками и коммерческими тендерамиВ Российской Федерации действует пара законодательных документов, каковые регулируют процесс закупок. Прежде всего, это Гражданский Кодекс (ГК), что дает само определение «торгов» как аукционный конкурс. Статьи 447 и 449 регламентирует проведение торгов – аукционов и конкурсов.

Остальные виды тендеров относятся к неторговым закупкам.

Кроме этого ГК показывает, что по результатам процедуры, заявленной как торги, поставщик и заказчик обязаны заключить контракт. При несоблюдения этого пункта участник конкурса в праве обратиться в Федеральную антимонопольную работу (ФАС) либо прокуратуру.

Другая обстановка обстоит с запросом предложений, запросом стоимостей либо редукционом, каковые по русскому законодательству торгами не являются. В этом случае клиент не обязан заключать соглашение с победителем, недобросовестные компании часто этим пользуются, включая в документацию главную фразу – «вправе заключить контракт». Но наряду с этим должны быть объективные обстоятельства, такие, как предоставление неверных сведений, недостаточная документация либо иные события.

Гражданский Кодекс регулирует поведение организаций коммерческого сектора, в то время, когда национальные и корпоративные закупки осуществляются в рамках 94 и 223 законов .

От 94ФЗ к 44ФЗ

Закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг для национальных и муниципальных потребностей» был принят 8 июля 2005 года и действует до сих пор. Он регламентирует деятельность громадного сектора экономики, что сейчас в Российской Федерации не так развит, как в Европе. Работа в этом направлении началась в середине 2000-х годов с возникновением данного закона.

Вместе с ним показались электронные площадки, на которых и проводятся торги.

В Европе понятие закупок тесно связано с продажами. Обстоятельство тому – желание экономить, выбирая оптимальных контрагентов. Практика продемонстрировала, что 1 экономии на закупках равносилен 4 повышению продаж.

В среднем компании экономят от 10 до 20 на закупках, а в сфере одолжений – до 40. Кроме этого на западе отличается и совокупность отбора победителей: европейская модель не предполагает назначения начальной цены, но требует указать диапазон, в который обязан попасть участник.

Закон №44 «О контрактной совокупности в сфере закупок товаров, работ, одолжений для обеспечения национальных и муниципальных потребностей» придет на смену 94ФЗ уже 1 января 2014 года. За его базу забрана контрактная мысль США. Ранее российское законодательство регулировало лишь процесс закупки, а все подготовительные и последующие этапы выяснялись вне правового поля. Это было его серьёзным недочётом.

С 2014 года в совокупности покажется два новых этапа – планирование и контрактование, которое предусматривает ответственность электронных ресурсов за учет совершённых тендеров и ответственность за ведение реестра.

Новая контрактная совокупность предполагает работу единой информационной совокупности. на данный момент ее функции делает общероссийский сайт www.zakupki.gov.ru. В будущем совокупность будет включать не только сайт, но и реестр контрактов и сервис проверки добросовестности клиентов.

До тех пор пока документация по 44ФЗ находится в разработке, но предполагается, что вместе с законом покажется от 80 до 130 дополнительных нормативных актов, каковые сделают новую контрактную совокупность работоспособной.

По 94ФЗ на конкурсной базе было отобрано пять свободных (как было заявлено правительством РФ) Интернет-ресурсов, на которых ведутся торги:

  • ЕЭТП (www.roseltorg.ru)
  • Сбербанк АСТ (www.sberbank-ast.ru)
  • Татарстан (www.zakazrf.ru)
  • ММВБ (www.etp-micex.ru)
  • РТС (www.rts-tender.ru)

Соглашение с данными электронными ресурсами заключен до 2015 года. Быть может, в 2014 году будет совершён дополнительный выбор площадок, и перечень увеличится еще на 10 названий.

Мсяо на м0л0ке
Дабы обеспечить победу в конкурсе определенному поставщику, клиенты часто идут на разные хитрости. В частности, допускают опечатки либо заменяют русские буквы на подобные латинские в заглавии заявки. Данные о данном тендере они передают собственной доверенной компании, поскольку при таком написании для остальных участников отыскать лот в совокупности фактически нереально.
Второй методы нечестной борьбе – демпинг. На торги выходят два участника. Один из них максимально снижает цену, что отпугивает вторых игроков, поскольку перебить этопредложение делается экономически нереально.

Второй участник выставляет адекватное предложение. Перед самым завершением торгов подсадная компания с самой низкой ценой отказывается от участия, и заказ уходит ко второму, заблаговременно запланированному игроку.

ФАС осуществляет контроль закупки по 94ФЗ и 223ФЗ, как правило на основании закона №135 «О защите борьбы». Обратившись в антимонопольную работу, поставщик может обжаловать результаты торгов. Причем жалобу возможно подать и до завершения процедуры, в случае если какие-то требования закачка предполагают ограничение конкурентной борьбы.

Пройти по статье
Статья 18.1 закона №135 «О защите борьбы» предусматривает прядок рассмотрения жалоб на торги и другие конкурентные методы выбора поставщиков. В частности, она определяет срок максимум в семь дней для соответствующей реакции и рассмотрения заявки со стороны ФАС. В случае если в это время не был заключен контракт между клиентом и каким-либо поставщиком, то служба по борьбе с монопозмом может приостановить торги и начать разбирательство.
Подача жалоб бесплатна, и не принять ее смогут лишь из-за формальных неточностей, таких как неверные контактные эти. В случае если заявка обоснована, то ФАС выдает предписание клиенту исправить спорные пункты в соглашении либо документации торгов. Подавать жалобы смогут не только действующие, но и потенциальные участники, чьи права были ограничены.

При обнаружении нарушений в ФАС направляется официальное письмо (вероятна подача жалобы и в электронном виде) на фирменном бланке со всеми реквизитами заявителя, указанием спорных пунктов соглашения либо вызывающих большие сомнения условий проведения торгов. По окончании чего ФАС уже будет трудиться с клиентом, и в случае если претензия правомерна, обяжет поменять сроки, документацию либо повторно совершить торги.

Необходимо помнить, что влияние ФАС распространяется на торги лишь до момента подписания контракта. В случае если контракт с каким-либо поставщиком уже заключен, то предстоящее разбирательство вероятно лишь через суд.

Процедура отбора победителей зависит от параметров, каковые выставляет клиент. В случае если для него ответственнее взять оптимальную цену, то он организует аукцион, редукцион либо запрос котировок стоимостей. В случае если актуальны пара параметров, а также, и гарантии, сроки поставки и другие, то проводится конкурс либо запрос предложений.

В собственном праве
В случае если госструктура размещает заказ на поставку товаров с невыполнимыми сроками выполнения контракта, то вероятнее это случай нечестной борьбе. При таких условиях компаниям-участникам рекомендуется обратиться в ФАС с жалобой и обосновать невозможность исполнения спорных пунктов. Плюсом будет помощь со стороны соперничающих компаний, каковые в этом случае станут вашими союзниками.

В случае если пара опытных компаний поддержит жалобу, приведя собственные аргументы, заявка возьмёт дополнительный вес и громадна возможность, что результаты торгов будут пересмотрены ФАС.

Для тендера-конкурса, правила которого сейчас устанавливает 94ФЗ, а будет – 44ФЗ, свойственны оценки участников и свои этапы рассмотрения, в то время, когда баллы присуждаются каждому заявителю по всем параметрам. В обязательном порядке фиксируется второе и первое место (всего до пяти мест). Это «страховка» на тот случай, в случае если победитель тендера на госзакупки не известно почему откажется от подписания контракта.

При таких условиях компания будет занесена в реестр недобросовестных поставщиков и ей будет не разрещаеться в течение двух лет принимать участие в подобных тендерах. Компания, занявшая второе место, приобретает право заключения соглашения.

В рамках 94ФЗ, а в будущем и 44ФЗ, главная процедура тендера – это аукцион в электронной форме, что проходит в два этапа. В первой части заявки рассматриваются по их характеристикам, а во второй идет рассмотрение документации – лицензий, сертификатов соответствия и других.

Участие в торгах проходит несложнее, если они проходят между коммерческими структурами и не касаются поставок в госучреждения. Так как на них не распространяется воздействие 94ФЗ, 44ФЗ и 223ФЗ, они смогут сами выбирать закупочные площадки и устанавливать критерии оценки участников. По данной же причине электронные площадки, сотрудничающие с коммерческим сектором, предлагают больший функционал, чем официально одобренные ресурсы.

К примеру, они смогут ввести дополнительный этап так называемой подытожки, где «дожимают», подталкивая участника еще больше опустить цены. Второй вариант – рассмотрение других предложений, в особенности в случае если дело касается высокотехнологичных продуктов.

Знай площадку, моги пользоваться
Порядок работы со всеми электронными площадками приблизительно однообразен. Все начинается с регистрации компании-участника и последующей ее аккредитации, которая включает предоставление соответствующего набора документов под требования. Потом рекомендуется посвятить мало времени обучению, поскольку неточность, допущенная менеджером при подаче заявки на участие в тендере, может стоить компании весьма дорого.
Проведение торгов – это главный этап. Их итоги оформляются в один либо пара протоколов. И на этом работа электронной площадки заканчивается.

Отличительная изюминка работы с госзакупками по 94ФЗ и 44ФЗ – это сам этап заключения соглашения, что оформляется через сайт посредством электронной подписи.

223ФЗ – корпоративные закупки

закон №223 «О закупках товаров, работ, одолжений отдельными видами юрлиц» регламентирует закупки госкорпораций, компаний и естественных монополий полной либо частичной госсобственности.

В случае если 94ФЗ регулирует деятельность компаний, каковые расходуют бюджетные средства, и под его воздействие попадают национальные и бюджетные учреждения, муниципальные учреждения и другие, то 223ФЗ касается фирм, каковые были созданы чтобы получить прибыль. Это такие компании, как «Росатом», «Агентство по страхованию вкладов», национальные компании, разные национальные и муниципальные унитарные фирмы (ГУП и МУП), хозяйственные общества с долей госсобственности (в случае если часть больше 50), независимые учреждения. А с 2014 года под воздействие 223ФЗ попадают новый сегмент клиентов – это автономные учреждения и муниципальные предприятия муниципального уровня.

В отличие от закона о госзакупках, 223ФЗ более мягкий, «рамочный», содержит всего восемь статей. Он устанавливает лишь неспециализированные правила, что ставит положение поставщиков в болеесложное положение. По 223ФЗкаждый клиент имеет возможность самостоятельно устанавливать собственные правила, исходя из этого, перед тем как учавствовать в торгах, нужно пристально изучить установочные положения каждого клиента.

Сайт www.zakupki.gov.ru содержит данные по торгам по 94ФЗ и 223ФЗ. Компании обязаны размещать в том месте все заказы более чем 100 000 рублей. Нужно не забывать, что организатор обязан разместить положения заказа в течение 15 дней с момента размещения и может неограниченное количество раз поменять условия. Часто этим пользуются недобросовестные учреждения, меняя подробности задним числом.

Кроме этого к каждому тендеру он прикладывает проект контракта, что при заключении возможно поменян.

К примеру, в случае если тендер проводится на поставку одного количества продукции, то в контракте возможно указана вторая сумма. В случае если эти трансформации ущемляют права победителя или других участников, обстановка возможно рассмотрена в суде.

Под воздействие 223ФЗ не попадают закупки на сумму до 100 000 закупки и рублей, составляющие национальную тайну. Кроме этого в данном документе всецело отсутствует понятие коммерческой тайны – компания-клиент обязана раскрыть данные, даже если она может оказаться возможно нужной для соперников.

Существует последовательность трудностей, с которыми смогут столкнуться поставщики, трудящиеся по 223ФЗ. Одна из них – весьма маленький срок выполнения соглашения. К сожалению, практика рассмотрения в ФАС жалоб на подобные обстановки не утешительна для поставщиков, поскольку нарушение сложно доказать.

Клиенты значительно чаще смогут дать для примера пара коммерческих предложений от вторых организаций, довольно часто подставных, где срок считается настоящим.

Вторая неприятность – неизвестная дата заключения контракта, в случае если лот выставлен не на аукцион либо конкурс. Поставщик для победы в тендере может израсходовать средства, внести обеспечение заявки, подготовить все документы, а соглашение будет заключен лишь через год. Третий случай – избыточные требования, каковые клиенты предъявляют к исполнителям.

Доказать, что нужные организатору тендера подтверждение опыта и квалификации исполнения подобных работ, сертификаты качества ISO и СРО, не воздействуют на исполнение заказа, фактически нереально.

Обеспечение заявки
Клиент для подтверждения намерений компании принимать участие в тендере в праве назначить сумму обеспечения заявки. Это есть гарантией, что при победе компания собирается условия выполнить. Обеспечение перечисляется или на счет клиента, или на счет электронной площадки.

В случае если победитель не известно почему отказывается от заключения контракта, эти средства переходят клиенту в качестве компенсации.

Клиенты, разместившие тендер по 223ФЗ, смогут по желанию не заключать соглашение с победителем, в случае если это было заблаговременно указано в документации. Лишь в аукционе и конкурсе последующее подписание контракта в обязательном порядке, в противном случае организатор будет должен всудебном порядке восполнить ущерб участника-победителя.

Коммерческий сектор
Тендеры компаний коммерческого сектора не регламентируются 94ФЗ, 44ФЗ и 223ФЗ. Исходя из этого в большинстве случаев механизм отбора победителей тут менее прозрачен. К примеру, клиент может не показывать начальную цену закупки, поскольку многие уверены в том, что это подталкивает участников делать более удачные предложения.

Однако, коммерческие тендеры значительно чаще честные, поскольку эти компании выполняют их только для собственной пользы.

Неточности поставщиков

Существует последовательность распространенных неточностей, каковые допускают поставщики при подаче заявки на тендер. Из-за них компании довольно часто не смогут учавствовать в торгах либо проигрывают аукцион. Однако, выполнить базисные требования не так уж и сложно.

Неполный набор документов. В зависимости от закона , по которому трудится клиент, пакет документов может различаться. В случае если поставщик не известно почему не имеет возможности дать целый список бумаг, к примеру, в случае если какая-то их часть образовывает коммерческую тайну, то, быть может, в таком тендере не следует и принимать участие. Также бывают случаи, в то время, когда в спешке какую-то документацию добавить к заявке.

Чтобы не было аналогичных обстановок рекомендуется иметь заблаговременно подготовленный набор – заверенную копию Устава, свежие выписки со квитанций, справки из налоговой, справки о бенефициарах и другие. Особенно это полезно, в случае если сроки подачи заявки на тендер весьма краткие.

Несвоевременная оплата обеспечения. Многие компании откладывают это воздействие на последний момент, а в итоге из-за банковских проволочек или других сторонних событий средства не успевают поступить на счет площадки либо клиента. Кроме этого рекомендуется класть на счет сумму, чуть громадную, чем заявленная, на тот случай, в случае если часть средств возможно удержана в качестве рабочей группы за операцию.

Игра на опережение
Что делать, в случае если клиент установил на подачу заявок очень сжатые сроки, а для победы в тендере первенствовать очень принципиально важно? К примеру, тендер был размещен вечером, а утром следующего дня начинается прием заявок. Соперники, каковые знали о нем заблаговременно, будут уже готовы к участию.

Дабы учавствовать на равных правах, возможно к назначенному сроку подготовить приблизительный комплект документов, а позже в течение ближайших дней выпустить полный набор и передать его организатору вместе с заявлением на трансформацию заявки. Это в полной мере легитимный метод сыграть на опережение, в случае если изменение заявки вероятно по условиям тендера.

Отсутствие электронной подписи. Это печати компании подписи и цифровой аналог руководителя, что оформляется в особых уполномоченных агентствах. Для принятие участия в тендере рекомендуется подписывать ей и сам файл с заявкой, и Email.

В дополнение лучше к заявке приложить сертификат подлинности электронной подписи.

По окончании того, как заявка подана, а документы посланы, рекомендуется взять подтверждение о получении – расписку уполномоченного лица, уведомление по email и без того потом. В случае если организатор тендера назначает сутки официального вскрытия конвертов с заявками, стоит учавствовать в публичном вскрытии, чтобы удостовериться, что никакие документы не были утрачены.

Неправильное оформление заявки. В случае если клиент высылает форму, которую нужно заполнить для принятие участия в тендере, стоит выделить ей мало времени и всецело заполнить, поскольку ненадлежащее оформление может стать обстоятельством отклонения заявки.

Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»

Случайные записи:

Тендеры в Казахстане: инструкция для начинающих


Еще немного статей:

  • Подводные камни креативных тендеров

    20010,0,3500, Креативные тендеры часто вызывают недоумение рекламистов. Зачастую более-менее крупные агентства решают вопрос, участвовать в тендере или…

  • Чужие технологии не будут работать

    Во множестве сфер отсутствие разработок в продукте сходу заметно конечному потребителю. Но лишь не в брендинге. Не смотря на то, что наличие разработок у…