Факторы эффективности убеждения

      Комментарии к записи Факторы эффективности убеждения отключены

Убеждение — это способ действия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Его сущность содержится в том, дабы посредством логических доводов сперва добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а после этого на данной базе организовать и закрепить новые установки (либо трансформировать ветхие), соответствующие поставленной цели. Эффективность убеждения зависит от многих факторов.

Создатель: Bлaдимиp Гaвpилович Kpыcькo, профессор психологии , доктор наук кафедры связей с общественностью Национального университета управления (ГУУ).

Факторы эффективности убежденияУбеждение — это способ действия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Его сущность содержится в том, дабы посредством логических доводов сперва добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а после этого на данной базе организовать и закрепить новые установки (либо трансформировать ветхие), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, нужно направляться определенным правилам:

  • логика убеждения должна быть дешёвой интеллекту объекта действия;
  • убеждать нужно доказательно, опираясь на факты, узнаваемые людям;
  • кроме примеров и конкретных фактов (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления) информация обязана содержать и обобщенные положения (идеи, правила);
  • убеждающая информация обязана смотреться максимально правдоподобной;
  • информируемые общие положения и факты должны быть такими, дабы приводить к эмоциональной реакции объекта действия.

Критерием результативности убеждающего действия есть убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она разрешает принимать однозначные ответы и осуществлять их не раздумывая, занимать жёсткую позицию в оценках тех либо явлений и иных фактов.

Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных обстановках. Серьёзная черта убежденности — ее глубина. Она прямо связана с прошлым воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, свойством разбирать явления окружающей действительности.

Факторы эффективности убеждения

Эффективность убеждения зависит от многих факторов.

1. Во-первых, от того, как оно доказательно и убедительно. Доказательность основывается на логичности, непротиворечивости и правдоподобии изложенного материала. В противном случае говоря, принципиально важно не только то, что сообщается, но да и то, как это делается.

Убедительность зависит в громадной степени от учета свойственных объекту действия установок, убеждений, заинтересованностей, потребностей, его образа мышления, национально-своеобразия языка и психологических особенностей.

Психологи исходят из того, что:

  • содержание убеждающего действия должно быть прекрасно продумано и соответствовать законам формальной логики;
  • конкретное в его содержании постоянно воспринимается убедительнее абстрактного;
  • чем динамичнее убеждающее действие, чем бросче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше оно завлекает внимание;
  • лучше воспринимается то, что близко потребностям и интересам объекта действия;
  • лучше осмысливается то, что преподносится маленькими смысловыми частями (блоками);
  • лучше усваивается то, что приводит к эмоциональному отклику у объекта действия;
  • лучше воспринимается, осмысливается и усваивается та информация, которая преподносится в соответствии с национальными изюминками восприятия объекта.

2. Во-вторых, продуктивность убеждающего действия сильно зависит от того, как подобрана, выстроена и подана его аргументация.

Убеждение ни за что не имеет возможности сводиться к несложному изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить людей, и к последующему приведению аргументов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует значительно больше способов убеждать людей.

Выделяют три главных категории доводов, применение которых принципиально важно для убеждения:

  1. подлинные факты (содержащаяся в убеждающем действии неопровержимая информация настраивает людей на оценку его содержания, а также его рекомендаций, как верного);
  2. доводы, дающие собственного рода «психотерапевтическое удовлетворение», потому, что они апеллируют к хорошим ожиданиям (характерный пример — информационно-агитационные материалы, рекламирующие хорошие условия судьбы: полноценное питание, медобслуживание, возможности для совершенствования людей и т. д.);
  3. доводы, апеллирующие к негативным ожиданиям (убеждающее действие может давать предупреждение те либо иные отрицательные настроения либо отношения людей и тем самым содействовать завоеванию их доверия).

3. В-третьих, эффективность убеждающего действия сильно зависит от верного выбора его формы. Данный выбор обусловлен его задачами и целями, конкретными условиями обстановки и некоторыми вторыми факторами.

4. В-четвертых, эффективность убеждающего действия зависит от обстановки информирования: тех условий, в которых оно осуществляется, и темперамент реакции объекта на содержание сообщения. В большинстве случаев обстановку информирования с целью убеждения дробят на личную и массовую.

Личная обстановка складывается тогда, в то время, когда действие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию, с учетом ее психотерапевтических черт. В личной ситуации действия с целью убеждения легче выяснить приемлемый стиль подачи информации, легче выстроить аргументацию, легче подобрать нужную лексику и т. д. Исходя из этого эффективность действия в этом случае существенно выше, чем в массовой обстановке.

Массовая обстановка имеет место тогда, в то время, когда информирование с целью убеждения осуществляется в один момент на бессчётную разнородную аудиторию. В этом случае обеспечить надлежащую адресность действия сложно. Тогда приходится исходить лишь из неспециализированных психотерапевтических закономерностей восприятия, к каким относятся следующие:

  • убеждающее действие, содержащее доводы против какого-либо сильного мнения, которого придерживается адресат, более действенно тогда, в то время, когда его внимание чем-то отвлечено (музыкальным сопровождением, выступлениями артистов на митинге, видеорядом в телепрограмме);
  • эффект «контрастной оценки на большом растоянии отстоящих позиций», сущность которого в том, что в случае если содержание убеждающего действия думается быстро хорошим от позиций его объекта, то оно оценивается как совсем неприемлемое;
  • эффект «ассимилятивной оценки на большом растоянии отстоящих взоров», в силу которого в случае если содержание убеждающего действия думается незначительно отличающимся от взоров адресата, то последний довольно часто отождествляет личные взоры с содержанием убеждающего действия.

Для получения большого результата убеждающее действие должно соответствовать определенным требованиям:

  1. быть верно сориентированным и плановым (убеждающее действие нужно проводить в соответствии с целями конкретных мероприятий на базе шепетильно продуманных замыслов);
  2. быть направленным на конкретный объект (убеждающее действие должно подготовиться и осуществляться на определенные группы населения, с учетом их наиболее значимых личных, социальных, религиозных, национальных и культурных черт);
  3. быть ориентированным в основном на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта (убеждающее действие должно строиться методом логичного изложения материала, убедительной аргументации, с опорой на точные факты);
  4. быть направленным на инициирование определенного поведения (конечной целью убеждающего действия есть формирование для того чтобы поведения — действия либо бездействия людей, которое отвечает целям психотерапевтического действия).

Copyright 2011 © Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

Случайные записи:

Секреты коммуникации от спецслужб для руководителей


Еще немного статей: