Святки в старом петербурге

      Комментарии к записи Святки в старом петербурге отключены

Святки в старом петербургеВ Санкт-Петербурге к началу прошлого столетия сформировался очень строгий календарный цикл, который связан с расписанием табельных дней и дней неприсутственных, временем выплаты жалованья в национальных учреждениях, с праздниками и государственными установлениями. Военная и бюрократическая столица выполняла данный календарь как статью устава либо свода законов. В повторяющейся с каждым годом последовательности ощущалась традиционность не меньше глубокая, чем традиционность патриархальная.

ХХ век не пощадил этих традиций — ни деревенской, ни столичной,— и воспоминания о них на данный момент выглядят одинаково ностальгически, идет ли обращение о деревенском "ладе" либо петербургских обыкновениях. Переход с юлианского календаря на григорианский, предпринятый коммунистами, спутал все карты и поменял обыкновения. Недурно их напомнить.

Рождество

Вицмундирный, форменный Санкт-Петербург складывался из социальных слоев, замкнутых, как индийские касты. Годовой ритм судьбы каждого из этих слоев — будь то громадный свет, фабричные, прислуга, универсанты, немцы, нищие — совпадал лишь пара раз в году.

Потому, что население города было на четыре пятых православным и потому, что церковные праздничные дни католиков, протестантов и православных соседствуют в календаре, такие большие события, как Рождество Нового и встреча года, второй по значению по окончании Пасхи православный праздник, отмечались фактически всеми петербуржцами. Наступление Рождества означало наступление Святок, праздников, длившихся до Крещения (от 25 декабря до 6 января, как говорится, по старому стилю).

Рождество — праздник домашний, по преимуществу детский. Под Рождество любая уважающая себя газета печатала рождественские стихи и рассказы, в которых, в большинстве случаев, храбрец прекрасным образом спасается от злоключений в сутки праздника.

Сбивались с ног приказчики отеля , 17 возов с рябчиками и глухарями в сутки реализовывали торговцы на Щукином дворе, по причине того, что, как писал путеводитель, "редкий столичный обыватель обойдется на Рождество без рябчика либо классического гуся". В рождественские дни 1913 года в Санкт-Петербурге было реализовано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 уток и тысяч кур.

писари и Мелкие чиновники раскупали "страшные" подарки к Рождеству, цель которых была в том, дабы поставить в забавное положение друзей, кузин, свекровей: к примеру, "флакон духов" — открывший пробку с ног до головы обрызгивается чистой водой; самовозгорающиеся спички; чертики, выпрыгивающие из бутоньерок…

В 1913 году лучшим рождественским подарком для людей обеспеченных считалась последняя "новость Парижа" — ожерелье из японского "тяжеловесного жемчуга" с золотым замочком. Стоило это наслаждение 9 рублей 50 копеек (приблизительно как билет II класса до Москвы).

Магазины игрушек, и в первую очередь основной — Дойникова в отеле , рекламировали полтысячи различных кукол ценой от пятачка до 50 рублей, много салонных и спортивных игр, десятки детских пистолетов, револьверов, палашей, кукольные дома, мебель, одежду, экипажи, действующие модели паровых и водяных мельниц, железных дорог, авто. Новинка сезона в 1913 году — британский детский радио телеграф, сконструированный в соответствии с окончательному слову техники.

Он разрешал мелким "маркониграфистам" сноситься между собой с различных улиц. Стоил, действительно, 65 рублей.

А рождественский стол?.. Страус, сидящий на яйцах: туловище — кокосовый орех, шея из банана, голова из мелкого яблочка с просверленными глазками, клюв — из миндалины…

В каждом уважающем себя петербургском семействе устраивалась рождественская елка. Данный обычай был перенят у немцев и показался в Санкт-Петербурге в 1830-е годы, а уже позже распространился на всю Россию. Елочные игрушки в предрождественские дни весами привозили как раз из Германии.

Впредь до Рождества выполняли строгий пост (но, в Санкт-Петербурге по-настоящему постились разве что их приказчики и купцы). Елка зажигалась незадолго до Рождества, в сочельник.

Игрушки, лежавшие под елкой, дарили всем приглашенным детям, а сласти, оловянные солдатики, фрукты, орехи с самой елки становились призами для победителей в шарадах, анаграммах, логогрифах и бесчисленных вторых играх, программа которых заблаговременно продумывалась гувернантками и родителями. В "Сборнике игр с указаниями, относящимися к воспитательному значению и постановке игр" под редакцией известного педагога Я.И. Душечкина (книга была опубликована в Санкт-Петербурге в 1903 году) приводились 563 подвижные игры (47 видов лишь одной всецело забытой свайки).

Разговлялись семейно по окончании первой звезды. Из церкви с торжественной работы все семейство возвращалось к себе. Добывали бессчётные игрушки из-под елки.

Ставился стол с закусками и разнообразными питиями, с которого все члены семьи брали недоступные в большинстве случаев лакомства.

С утра в "приличные" квартиры приходили мальчики-"славильщики", дети соседской бедноты — дворников, ремесленников и водовозов. Они поздравляли хозяев, славили Христа и принимали подарки, в большинстве случаев, мелочь, пара копеек на человека. Приходили поздравлять с Рождеством местные милицейский, трубочисты, звонари с колокольни, мусорщики, парильщики из бани. Их угощали водкой и дарили деньги.

Христославие заканчивалось визитом приходских священников.

Рождество в императорской семье отличалось лишь числом елок (по одной на каждого участника семьи), тем, что подарки дарили не только взрослые детям, но и дети — взрослым, ну и сокровищем подарков (сокровища, оружие, живопись, фарфор).

По воспоминаниям сестры последнего правителя, Ольги Александровны, по окончании возвращения с рождественской работы Александр III звонил в колокольчик, и дети, забыв про всякую чинность и этикет, кидались к дверям Банкетного зала Зимнего дворца. Двери распахивались, и "мы появились в чудесном царстве. Целый зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими многоцветными свечами и увешанными позолоченными и ёлочными украшениями и посеребренными фруктами".

Шесть елок предназначались для семьи (родители и пятеро детей). "Около каждой елки ставили мелкий столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками".

Новый год

В дореволюционном Петербурге Новый год особенным праздником продолжительное время не считался: простой рабочий сутки. В сёлах было по-второму: в том месте праздновали приходившийся на 1 января Васильев сутки. Данный святой, епископ Кесарии, считался покровителем свиней, исходя из этого в Новый год по всей России ели поросят.

К началу ХХ века установился и некоторый столичный новогодний ритуал. 1 января отмечают как некую рубежную дату, время подведения итогов. Как и по сей день, выходят издания, в которых публикуются отчеты об итогах прошедшего года и о возможностях следующего, интервью со знаменитостями.

Иначе, новогодняя ночь — время буйства холостой муниципальный молодежи. Из петербургской зимней слякоти сладко зайти в ресторацию либо в трактир. От посещавшихся князьями известных "Медведя" и "Донона" до самых недорогих заведений на окраинах — все заполнено по вечерам толпами завсегдатаев. Идут маскарады в Добропорядочном собрании и в Суворинском театре.

Маски интригуют друг друга, и великосветский флирт перерастает иногда в "роковой роман" либо кончается похабным адюльтером. Жены особ, известных в свете, видных чиновников и скоробогачей соревнуются в следовании последнему крику парижской моды, а услужливое репортерское перо обрисовывает эти гроздья мехов, блеск украшений и каскады кружев от поддельных стразов до настоящих бриллиантов на страницах "Петербургского листка" либо "Нового времени".

Как это водится, праздничные дни не обходятся без драк и ссор. 1 января 1913 года некая Анна Класова откусила супругу Петру два пальца; акушерка Худякова плеснула серную кислоту в лицо неверного любовника — артельщика Иванова; так же поступила и работница Свешникова, принявшая ряженую Марию Мурзину за дьявола.

Спирит Ян Гузик материализовал дух некоего Кривоусова (посланец другого мира играл на цимбалах и сломал стул). В "Доме интермедии" обвалился потолок и ушиб студента Крамаренко. Под поезд Санкт-Петербург — Ораниенбаум ринулось последовательно сходу трое самоубийц — на 3-й версте, у Лигова и у Мартышкино.

В Мариинской гостиниценаступление 1913 года отмечали коллежские асессоры и майоры. Какой-то пшют, набравшийся "Мумма" с зеленой этикеткой, имел наглость при находившемся муже, лужском приставе, бессмысленно домогаться его жены. Милицейский офицер убил подлеца на месте.

Как неизменно, было большое количество елочных пожаров, опившихся до смерти, шумных супружеских скандалов.

Итогом гуляний стало массовое отравление рыбой. Среди жертв — директор Петербургского городского ломбарда Яков Серебряков. "Петербургский листок" писал: "Люди независимые не едят мороженой либо мертвой рыбы, а лишь живую. Но возможно ли любой раз уследить кухарку либо повара, где ими приобретена рыба".

Закрылась проходившая с огромным успехом выставка канареек. Проводилась экспертиза сравнительных преимуществ номинантов. Птиц относили в отдельную помещение, где специалист особенным образом свистел, а после этого оценивал ответное пение кенаря.

Было обнаружено, что пение русских птиц ни в чем не уступает германским примерам. Канареек реализовали на 1000 рублей. Самцы шли от 6 до 40 рублей, самки — от 3 до 5 рублей.

И, наконец, "Пикантная история в Егоровских банях"!

В бани приехал мужчина с седой бородой, в пальто и барашковой шапке, с женщиной среднего роста, достаточно тучной, с рыжеватыми волосами. Парочка заняла N 3 за 5 рублей. Через 2 часа коридорный позвонил в звонок. Ответа не последовало. Дама была жива, но в обмороке. Мужчина мертв.

По документам, отысканным в вещах, выяснилось: мужчина — брестский уездный предводитель дворянства Александр Петрович Чичерин, 55 лет; дама — супруга настоящего статского советника Зинаида Яковлевна Ханенко, 40 лет. Сама Зинаида Яковлевна решительно не имеет возможности дать себе отчета, как она попала с Чичериным в баню. Прекрасно не забывает, что оба они съели свиные котлетки, но затем решительно ничего не помнит. Говорит, что все время была в забытьи.

Экспертиза продемонстрировала: обстоятельство смерти Чичерина — ягоды со шпанской мушкой, сильное возбуждающее средство, которое гибельно отразилось на его истощенном организме.

До Крещения включительно

Зимние каникулы ("вакации") длились 14 дней. Сейчас в публичных пространствах проходят елки для "недостаточных детей" — учениц и учеников муниципальных училищ. На дневных представлениях зажигали громадную электрическую елку и раздавали бесплатные подарки детям до 10 лет.

Новый год — это то же самое, что поход ряженых в деревне. Это то время, в то время, когда люди смогут вести себя как бы неприлично. Балет давал "Щелкунчика".

В цирке Чинизелли каждый день шло два громадных рождественских представления с пантомимой "Пастушок-рыцарь" (80 детей, кордебалет, 30 пони).

По окончании Нового года — время девичьих гаданий. Гадали, само собой разумеется, на женихов — давали петуху клевать овес, топили воск, пускали в лоханку бумажки с именами потенциальных женихов, применяли зеркало. Сутки Нового года — перелом Святок.

Заканчивается рождественское время религиозными торжествами в сутки Крещения (Богоявления). 6 января православные весами идут на "иордань" (так назывались места на реках, каналах, озерах, где совершали крещенское водосвятие). Из многих храмов крестные ходы направлялись к воде, где во льду к этому обряду вырубали особые проруби, рядом строили часовни.

Крестный движение из собора Зимнего дворца, в котором принимала участие императорская фамилия, шел к проруби у Дворцовой набережной, наоборот Петропавловской крепости. Из крепости по завершении водосвятия осуществлялся фейерверк. Святки заканчивались.

Лев Лурье, "Огонек"

Случайные записи:

ОБРАЩЕНИЕ К СУДЬБЕ В СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД \\ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД \\ СВЯТКИ


Еще немного статей: