Источник: Можно встретить в продаже даже балалайку с изображением… здания консерватории.
В общем, кич и лубок живы-здоровы. И на них находятся покупатели.
А вот турист, мечтающий приобрести легендарную, воспетую знаменитой русской певицей Лидией Руслановой саратовскую гармонику, скорее всего, уедет с пустыми руками. Лет 20 — 30 назад на местном предприятии по производству звонких инструментов с уникальными колокольчиками выпускали сотни изделий в месяц. Концертные гармоники вместе с саратовскими музыкантами, владевшими ими, как Святослав Рихтер «Стенвеем», объехали весь мир.
Одну из них подарили мировой оперной «звезде» Монтсеррат Кабалье, когда в середине 1990?х годов она давала концерт в Саратове. Пожалуй, это был последний «выход в свет» знаменитого инструмента. Прежняя областная власть еще какое-то время презентовала гармоники гостям губернии.
У нынешнего правительства, видимо, другие художественные вкусы: в качестве представительских подарков оно предпочитает вручать хрустальные изделия саратовских мастеров-стеклодувов — хрустальных стерлядей, например.
Выпуск гармоник, одного из главных сувениров саратовской области, практически прекращен. А единственному оставшемуся мастеру уникального творчества, увы, некому передать свои профессиональные секреты. Остается лишь пожалеть, что гармошечное дело зародилось именно здесь.
Хохлома с матрешкой forever
Лучшими нижегородскими сувенирами остаются изделия народного творчества, самые известные из которых хохлома и, конечно, матрешка. В советское время 80 продукции фабрики «Хохломская роспись» (г. Семенов) уходило на экспорт. Деревянные ковши и панно с традиционной росписью «травкой» или «кудриной» служили и официальным сувениром, и беспроигрышным подарком «к дате». Сегодня «Хохломская роспись», пожалуй, самое успешное предприятие российских народных промыслов.
Объем продаж в последние годы растет — может, и не слишком внушительно, но стабильно. Ценовая политика здесь ориентирована на все вкусы и кошельки: мелочевка за 50 — 106 рублей, наборы для специй по 350 рублей, столовые наборы стоимостью 3 — 5 тыс. Фабрика сумела приспособиться к рыночным требованиям, наладив выпуск новых сувениров, выполненных по канонам ремесла.
На «Хохломской росписи» сегодня готовы выполнять любой заказ: от рамы для домашнего портрета до расписного самовара или пудовой гири. Пока на такие заказы в общем объеме производства приходится меньше 10 однако на фабрике рассчитывают на рост этого сегмента, тем более что уже есть опыт изготовления «штучных» корпоративных подарков (их стоимость — от 2,5 тыс. до 150 тыс. рублей). В 2004 году семеновское предприятие заключило договор с «Рособоронэкспортом» на изготовление масштабных моделей танков, пушек, самолетов с хохломской росписью, которые можно презентовать зарубежным заказчикам российской военной продукции.
На зарубежных покупателей в большей степени ориентировано и непрофильное для «Хохломской росписи» «матрешечное» производство. Угасавший было промысел поддержали, когда обанкротилась выпускавшая матрешек фабрика «Семеновская роспись». И не прогадали: при скромной цене (от 16 рублей за 3?кукольную до 772?х с 12 куклами) спрос на «классических» матрешек неиссякаем. А кроме традиционных — в платочках и фартучках — стали расписывать еще снеговиков и солдатиков (стоимостью от 50 до 306 рублей).
Один из самых ходовых товаров в сувенирной лавке фабрики — «игрушка» для взрослых: водочный штоф «по-семеновски». Ну, а ценители традиций готовы выложить за матрешку авторской работы почти тысячурублей.
Если хохлома и матрешки давно уже за рубежом воспринимаются как русские национальные символы, то о татарском золотом шитье, резьбе по дереву, кожаной мозаике, ювелирных изделиях даже в России до недавнего времени мало кто знал. В 2005 году в Татарстане был принят республиканский закон, регулирующий отношения самих творцов, местной власти и бизнеса, который готов к инвестициям в прикладное искусство. Комплекс социальных мер позволил вернуть к творчеству отошедших от дел старых мастеров.
В последние годы работы многих народных умельцев из Татарстана экспонировались в Лиссабоне, Париже, Флоренции.
Примечательно, что не только в экономически развитом регионе, но и в отдельно взятом районном городке сувенирный бизнес может не только выживать, но и давать еще ощутимые поступления в казну. Если, конечно, грамотно выстроена местная политика в целом. В Городце, скажем, который не первый год активно развивается как туристический центр, сумели сохранить не менее известную, чем хохлома, роспись по дереву и такой эксклюзив, как золотое шитье.
Больше того, буквально вернули из небытия почти исчезнувший, но когда-то широко известный гончарный промысел. Сегодня туристы везут из Городца чуть ли не чемоданы сувениров: расписные кухонные доски и хлебницы (по 100 рублей за штуку), изделия гончаров, роскошные вышитые шали (от 7 до 20 тыс. рублей). Сундуки, вазы раскупаются за 5 — 7 тыс. рублей, а цена казаковской филиграни «зашкаливает» за 15 тыс.
Таланты в поисках поклонников
В малом Городце художественные промыслы находятся под покровительством местной власти и развиваются на благо самих творцов и всего города. В большом Саратове, напротив, и мастера-единоличники, и владельцы небольших фирм, выжив в одиночку и чуть финансово окрепнув, стремятся побыстрее закрепиться в других регионах. Одна такая компания под руководством Валентины Джафаровой, наверное, в пол-России отправляет кукол-«домовых», сделанных из сосновых опилок, мешковины, льна и джута.
Сама Валентина — мастер лаковых миниатюр, чьи авторские работы можно встретить в домах Германии, США, — начала свой кукольный бизнес несколько лет назад. Уже вскоре со своими «домовыми» она отправилась в Самару, а потом и в другие города. Сейчас Джафарова — успешная глава фирмы, чья веселая продукция пользуется устойчивым спросом, обеспечивает работой и зарплатой более двух десятков женщин.
Однако сама саратовская предпринимательница не уверена в стабильности и перспективах своего дела на ближайшие годы: печальный пример разбазаривания сувенирных производств в Саратовской области одной гармоникой не ограничивается. Не так давно здесь свернул свой бизнес известный далеко за пределами региона арт-предприниматель Андрей Челобанов. 15 лет назад он арендовал у одного завода 50 кв. м площади.
Вскоре в компании работало уже около сотни человек, а авторскую керамику «от Челобанова» можно встретить и в простой саратовской квартире, и в коллекциях знаменитых людей. В центре Москвы и в Сеуле Андрей недавно открыл свои арт-галереи, а в Саратове закрыл. «За все годы, что я работаю в этом городе, ни один чиновник ‘‘от культуры’’ ни разу нас не позвал и не предложил поговорить по-человечески», — с горечью говорил Челобанов на встрече местной творческой общественности с властью, где, к слову, безуспешно пытались найти пути решения проблем народных промыслов.
Теми же проблемами озабочены специалисты и любители народного прикладного творчества и в Нижегородской области. На фоне успешной хохломы и городецкого прорыва некоторые ремесла все же «умирают»: черная керамика села Казаринова затухает, выксунское чугунное литье нуждается в новых — чисто сувенирных формах… Правда, представители здешнего художественного круга (искусствоведы, культурологи, сами авторы) винят в этом не власти. Их удручает отсутствие арт-дилеров и менеджеров, которые целенаправленно занимались бы продвижением жбанниковских глиняных свистулек, полх-майданских игрушек, федосеевских баляс (топорных игрушек)…
В поисках брэнд-сувенира
Пока в соседних регионах так или иначе решается судьба народных промыслов, в Самарской области, которой не случилось в прошлом обзавестись знаковыми творениями умельцев, решили одним рывком восполнить этот исторический пробел. В 2005 году в одном местном выставочном центре стали известны победители конкурса «Самара гостеприимная» в номинации «Лучший сувенир». Как и сам конкурс, так и признанные лучшими работы типа загадочной «Триумфиды» показали одно: наскоком самарский сувенирный вакуум не заполнить достойным творческим продуктом.
«Нам просто необходимо поднять какую-то легенду из истории края или, может быть, придумать ее и грамотным образом провести пиар», — пытается «зажечь» самарцев руководитель управления по делам туризма областного министерства экономического развития Юрий Антимонов. Последний сувенирный всплеск случился в городе почти 20 лет назад, когда отмечалось 400?летие Самары (тогда город именовался еще Куйбышевом).
Во время празднования юбилея вовсю эксплуатировался символ трудовой доблести города — монумент рабочего с алюминиевыми крыльями в руках (местная промышленность связана с авиацией, цветной металлургией и космонавтикой). Его изображение печатали, где могли: на кружках, плакетках, открытках… Такую же судьбу ожидал еще один самарский символ — монумент ладьи, установленный на набережной Волги.
Однако образы как «мужика с крыльями», так и судна, известного по народной песне о Степане Разине, «размножались» на местной сувенирной продукции, видимо, просто за неимением ничего лучшего. В итоге ни тот, ни другой брэнд-сувенир в массах так и не прижился.
Не лучше обстоит дело с поиском современного сувенира и в Саратове. У города, несомненно, есть немало ярких символов, способных стать основой сувенирной продукции: здание местной консерватории, знаменитый саратовский калач, герб с изображением двух стерлядок… Но как только власти и общественности требуется сделать выбор, начинаются сомнения, метания. «Я восхищен тем, что делают саратовские стеклодувы.
Но сувенирная тематика не должна иметь ограничений, — уверен президент саратовской торгово-промышленной палаты Максим Фатеев. — Всякие сувениры важны и нужны. А возрождение саратовской гармошки вообще должно стать проектом областного уровня».
В Нижнем Новгороде испытывают нужду не в масштабных проектах, а в «мелочах», которые раньше продавались в любом киоске, — значках, открытках местной тематики. В городе есть и художественное училище, и факультет дизайна в вузе, где студенты могли бы выполнить эскизы значков. Но пока эта вполне жизнеспособная (если посмотреть на европейские города) и востребованная ветвь современного прикладного искусства, увы, остается неинтересной ни творцам, ни деловым людям.
В целом же сфера традиционных художественных промыслов и производства современных сувениров способна сделать большое и нужное дело — объединить вокруг себя самые разные общественные пласты: самих мастеров, представителей бизнеса и коммерции, властные структуры. Как и всякая массовая культура, эта сочетает в себе элементы чисто рыночной выгоды и демократичного исполнения.
Не так уж много у нас сфер, которые были бы столь широко востребованы — от VIP-потребителя до малыша с матрешкой… Уловить эту пока еще не везде слышную «ноту» — значит, получить в свои руки «вечный двигатель» малого бизнеса. Кто из предпринимателей раньше это осознает, уж точно в накладе не останется.
«>
Случайные записи:
Part 1 — The House of the Seven Gables Audiobook by Nathaniel Hawthorne (Chs 1-3)
Еще немного статей:
-
Кубанские сувениры: новая жизнь народных традиций
Восстановление народного декоративно-прикладного мастерства, создание сувенирной продукции занимает серьёзное место в социально-культурной жизни Кубани….
-
Русская матрешка и другие сувениры из россии
Русская матрешка — популярный сувенир у любителей народной игрушки во всем мире. Пожалуй, нет в мире для того чтобы человека, что бы не знал о русской…