Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. как упражнениями развивать фонематический слух

      Комментарии к записи Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. как упражнениями развивать фонематический слух отключены

Умение различать и верно произносить звуки родной речи – основное условие успешного обучения ребенка в начальной и школе .

В детских садах подготовка к поступлению в первоначальный класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит громадная ответственность: дабы мышление малыша и речевой аппарат верно развивались, необходимо всегда тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух

В случае если обращение ребенка по окончании трех-четырех лет невнятная, он заменяет либо путает звуки в слогах, возможно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям необходимо безотлагательно заняться развитием речи малыша, дабы ликвидировать нарушения. Возможно, речь заходит о физической патологии: понижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь докторов.

А возможно, детсадовцу требуется другая помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Данный вид слуха более узкий, именно он разрешает ребенку выяснять звук, систематизировать и различать различные звуки, а после этого применять эти сведенья в собственной речи.

Выяснить, прекрасно ли развит фонематический слух, родители смогут по следующим речевым операциям:

•ребенок слышит определенный звук в слове, с уверенностью именует его либо говорит, что названного звука нет;

•ребенок различает слова, родные по звучанию, но различные по смыслу;

•он различает слова, складывающиеся из одних и тех же фонем.

Мозг малышей начинается интенсивно, и полноценный фонематический слух разрешает им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти мелкий человек. Родной язык снабжает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, разрешает приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка как раз язык играется неповторимую роль. Он есть той точкой, в которой сходятся чувстве и мышления, воображение и память. С одной стороны, ребенка необходимо научить распознавать звучащую обращение, с другой – верно пользоваться ею.

Для чего развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с самого начала судьбы новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно кроха произносит к концу первого года судьбы. в течении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года судьбы уже возможно отследить первые показатели несовершенства фонематического слуха:

•ребенку тяжело произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание гласного и согласного звуков);

•ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

В случае если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит верную обращение, большое количество общается, то к четырем годам обстановка улучшается. В собственной речи появляются долгие слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й имеется неприятности. Здесь-то и стоит поработать, дабы не сделать неправильное произношение нормой.

В пять лет дошкольник обязан обучиться произносить все подряд звуки верно, слышать слоговое построение слова и совершенно верно воспроизводить его.

Что произойдёт, в случае если ребенок сам не совладать с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Покажется стойкое речевое нарушение из-за произнесения слов и неправильного восприятия. Нарушение норм произношения – это важный недостаток, что в логопедической практике именуется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и машинально делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать слоги и отдельные звуки, школьник не обучится разбирать слово, дробить его на морфемы и слоги (части), видеть орфограмму – другими словами страшное место, в написании которого возможно совершить ошибку. Кроме того записать слово верно будет нереально, другими словами сформируется стойкое нарушение правил графики.

Неприятностей не избежать и в живой, звучащей речи. Деятельный словарь останется бедным, познание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет верно просматривать, создавать собственное высказывание, интонировать текст и отдельные предложения в целом, ему тяжело будет регулировать громкость и темп речи, верно произносить сложные слова.

Соответственно, неизбежно появится психотерапевтический неудобство, что отразится на поведении.

Необходимо ли развивать фонематический слух? Ответ на данный вопрос очевиден. Причем затевать необходимо не незадолго до поступления в первоначальный класс, а значительно раньше.

Лучше затевать занятия с трех лет, а в будущем всегда уделять речевой практике как возможно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога либо родителя содержится в то, дабы научить ребенка несложным методам анализа слова:

•верно ставить ударение;

•дробить на слоги;

•осознавать значение и смысл каждого звука в слове;

•выделять гласные и согласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, возможно превосходно подготовить их к ответственному этапу обучения – учению разбирать звуковой состав слова. Обучась дифференцировать звуки и верно произносить их, малыши скоро овладеют базами правописания и правильного чтения.

Что же оказывает помощь формированию фонематического слуха? Упражнения! Описание самые эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала напомним, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

•база фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых разными предметами (так именуемые неречевые звуки);

•различение тембра, силы, высоты голоса, другими словами звучащей живой речи;

•различение слов, каковые весьма близки по звучанию (комплекту фонем);

•различение отдельных слогов;

•различение отдельных звуков речи;

•освоение азов синтеза и анализа слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не приводит к, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по формированию фонематического слуха (фото и вырезанные из изданий картины, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы разрешает создать базу, фундамент для развития узкого слуха и подходит для очень небольших детей. Что следует сделать? Играться!

К примеру, в игру «Предугадай, что звучит». Бытовые обстановки возможно обыгрывать каждые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. как упражнениями развивать фонематический слух

Другие упражнения для этого этапа:

•«Чудесные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры либо легко спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, железными скрепками, пуговицами. Необходимо предугадать по звуку, что в.

•Простые «Жмурки» превосходно подойдет для ответа фонематических задач. Ребенку необходимо двигаться на оговоренный звук, к примеру, хлопки в ладоши либо звон колокольчика.

•«Чудесный карандаш». Дайте ребенку в руки простой карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

•«Похлопай!». Ребенку необходимо повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз различной длины. Сперва упражнение делается с открытыми глазами, позже возможно усложнить: завязать глаза платком либо их.

Дабы было ясно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео окажет помощь не только осознать логику занятия, но и освоить самые эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне необходимо продемонстрировать ребенку отличие в качестве звучащей людской речи.

•«Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса привычных ребенку взрослых (мама, бабушка, папа, брат либо сестра) и в обязательном порядке – голос самого малыша. Путь угадывает, кому в собственности голос.

•«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей совместно, а после этого рассказываете за персонажей.

Ребенку направляться предугадать, в то время, когда говорит мама-медведица, папа-медвежонок и медведь.

•«Звучно либо негромко?» Придумайте действия, каковые ребенок обязан делать при негромком мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – громадная работа для мозга. Основное, осознать, как делать верно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, когда начнет точно справляться с заданиями.

•«Верно – неправильно». Приготовьте броские картины с изображением различных предметов. Показывайте из крохе и именуйте, но не верно, а заменяя первую букву слова второй. К примеру, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д.

Услышав верное слово, ребенок прихлопывает в ладошки либо притопывает ногой.

•«Выбирайка». Наклейте на картон картины со словами, каковые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картину.

Четвертый этап

Обучаемся различать слоги. Тут принципиально важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать возможно с того, что слова смогут быть маленькими и долгими.

После этого, рукоплеща в ладоши, посредством интонации дробить слова по гласным звукам на части.

•Ребенок сперва произносит слова вместе с мамой, после этого пробует дробить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Когда ребенок ухватил сущность, просим его прохлопать слова самостоятельно.

•«Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в последовательности. К примеру, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши.

Услышав звонкий «жи», необходимо хлопнуть.

Пятый этап

Несложной для детского восприятия, но очень важный этап – верное произнесение звуков. Возможно ввести понятие «звук», поведав, что каждое слово имеет несколько звуков. А после этого поиграть в них.

•«Я тебя определил!» Договоритесь с ребенком, какой звук он обязан определить. После этого взрослый произносит подряд пара звуков, а ребенок, услышав «собственный» звук, рукоплещет в ладоши.

•«Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. К примеру, необходимо воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка либо ветра (с-с-с).

•Возможно поиграть с малышом напротив. Мама издает характерный звук, а ребенок обязан додуматься, что так звучит.

Шестой этап

Самый большой по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, каковые имеется у ребенка. Вот примеры упражнений.

•«Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук либо сложное звукосочетание, а ребенку предстоит выяснить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

•«Буква-потеряшка». Взрослый именует слово, пропуская один звук. Ребенку необходимо отыскать пропущенную букву и назвать звук (птика, сол, мыо).

•«Что в?» Взрослый именует букву, которую ребенок обязан услышать к середине слова, и произносит слова. Когда звучит необходимый звук, необходимо хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

Освоить приемы развития узкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые действенные упражнения для развития фонематического слуха те, в ходе исполнения которых ребенок слушает, разбирает, действует (рукоплещет либо топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет судьбе, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению правильного письма и чтения. Ну а вдруг нарушение уже показалось либо лишь начало формироваться, то регулярные занятия окажут помощь стремительнее совладать с проблемой.

Случайные записи:

Игры для развития фонематического слуха


Еще немного статей:

  • Развитие музыкального слуха

    Развитие музыкального слуха пригодится каждому, кто деятельно занимается музыкой, для успешной творческой деятельности. Нужно это чтобы при прослушивании…

  • Развитие ребенка до года

    Первые 12 месяцев судьбы ребенка неповторимы. За это время он из беззащитного создания преобразовывается в достаточно разумного и независимого человечка….