В Норвегии и Швеции длятся нобелевские семь дней. Любой лауреат известной премии, кроме чека на 10 млн. шведских крон, возьмёт медаль и диплом. И это не просто символические символы, но полноценные произведения искусства, имеющие традиции и свою историю.
О некоторых фактах из настоящего и прошлого нобелевской атрибутики мы предлагаем Вам определить из отечественного перевода статей шведского автора Биргитты Леммель.
По уставу Нобелевского фонда, утвержденному шведским парламентом 29 июня 1900 года, «каждому лауреату Нобелевской премии должны вручаться: чек на получение премии, золотая медаль и диплом, с соответствующей надписью и изображением завещателя».
Изображения для медалей за успехи в области физики, химии, физиологии, медицины и литературы были созданы гравёром и шведским скульптором Эриком Линдбергом, а для медалей лауреатов премии мира – норвежским скульптором Густавом Вигеландом. Медаль лауреатам премии, созданной Шведским Центробанком (Sveriges Riksbank) за успехи в экономике и посвященной памяти Альфреда Нобеля ( создана во второй половине 60-ых годов XX века в связи с 300-летним юбилеем банка Sveriges Riksbank), была создана Гунвором Свенсон-Лундквистом.
Лицевая сторона всех трех «шведских» медалей (за успехи в химии и области физики, физиологии и литературы и медицины) однообразна – на ней изображен портрет Альфреда Нобеля, и латинскими цифрами выгравированы даты его жизни: NAT-MDCCC XXXIII OB- MDCCC XCVI. На медалях за достижениях в области экономики и мира кроме этого изображен основатель премии, но выглядит он пара в противном случае.
Главная надпись на оборотной стороне трех «шведских» медалей передает цитату из «Энеиды» Inventas vitam juvat excoluisse per artes, что означает Тем, кто жизнь земную улучшал, получая мастерство». Сюжет же изменяется в зависимости от того, за какие конкретно заслуги присуждается приз. На медали за успехи в области мира написано: Pro pace et fraternitate gentium (за братство и мир), а на медали за успехи в области экономики цитаты на оборотной стороне по большому счету отсутствуют.
Впредь до 1980 г «шведские» медали, а любая из них весила приблизительно по 200 г и имела 66 мм в диаметре, делались из 23 карата золота. Позднее их стали чеканить из 18 карат, так именуемого «зеленого золота» (сплав белого серебра и жёлтого золота) и покрывать 24 карата золотом.
«Шведские» медали отливаются на шведском монетном дворе Myntverket в Эскилстуне, а медаль лауреатам премии мира – на королевском монетном дворе в норвежском Кенгсберге.
Внешний вид Нобелевских медалей не изменялся с 1902 года. Из-за чего не с 1901, в то время, когда была вручена первая премия? Дело в том, что в начале 1901 года юный и гениальный гравёр и шведский скульптор Эрик Линдберг (позднее доктор наук Эрик Линдберг) был удостоен чести взять заказ на изготовление трех «шведских» нобелевских медалей.
Одновременно с этим норвежскому скульптору Густаву Вигеланду поручили создать норвежскую медаль – за успехи в области мира. Рельеф на оборотной стороне шведских медалей не был утвержден ко времени проведения первой церемонии награждения в 1901 г., и как направляться из переписки Эрика Линдберга с его отцом доктором наук Адольфом Линдбергом, любой из лауреатов 1901 года взял временную медаль – медаль с изображением Альфреда Нобеля , отлитую из неблагородного металла — в качестве памятного сувенира. Настоящие же медали готовься только к началу осени 1902 года.
Обстоятельством задержки стали продолжительные процедуры утверждения символических изображений для оборотной стороны медалей. Линдбергу, что в 1901-1902 гг жил в Париже и в том месте же трудился над нобелевскими медалями, кроме того было нужно приехать в Стокгольм, дабы лично учавствовать в дискуссиях и ускорить процесс согласований.
Потому, что Густав Вигеланд, нёсший ответственность за норвежские медали, был скульптором, Эрика Линдберга попросили отчеканить изображение для медали за успехи в области мира на основании уменьшенной копий изображения, созданного Вигеландом.
На всех «шведских» нобелевских медалях имена лауреатов выгравированы на оборотной стороне медали и прекрасно видны, тогда как на медалях за успехи в области мира и за вклад в экономическую науку имена лауреатов гравируются на кромке медалей, где они менее заметны. Это событие в один раз вызвало курьёзное недоразумение . В 1975 году в Стокгольме перепутали медали экономиста Леонида и русского математика Канторовича и американского экономиста Тьяллинга Купманса. А потому, что случилось это во времена холодной войны, дипломатам обеих государств было нужно 4 года трудиться над тем, дабы медали получили, наконец, собственных настоящих хозяев.
не меньше драматично сложилась будущее медалей трех нобелевских лауреатов по физике, каковые на протяжении Второй мировой пробовали спасти собственные награды от нацистских армий. Обращение о медалях двух немцев Макса фон Лауэ (1914) и Джеймса Франка (1925), и датчанина Нильса Бора (1922). С 1933 года возглавляемый доктором наук Бором Университет Теоретической физики в Копенгагене был прибежищем германских физиков-иудеев.
Макс фон Лауэ и Джеймс Франк послали в том направлении собственные медали, дабы предохранить их от конфискации германскими властями. Как говорил потом сотрудник университета венгерский химик Георг де Хевеши (нобелевский лауреат по химии 1943 года), по окончании вторжения германских армий в Данию в апреле 1940 г, медали стали для Бора заботой номер один. В гитлеровской Германии высылать золото за пределы страны считалось фактически смертельно наказуемым правонарушением.
А потому, что имена лауреатов были выгравированы на медалях, их обнаружение захватчиками, имело возможность иметь весьма важные последствия. «Я внес предложение зарыть медали в почву, но Бору эта мысль не понравилась, потому, что их имели возможность откопать. Тогда я внес предложение воспользоваться растворителем. И до тех пор пока германская армия маршировали по улицам Копенгагена, я занимался тем, что растворял медали Лауэ и Джеймса Франка», — говорил де Хевеши.
Нацисты совершили тщательный обыск в университете Бора, но ничего не нашли. В это же время медали тихо пережидали войну в растворе царской водки. По окончании войны, золото было восстановлено, и фонд Нобеля вручил лауреатам новые медали.
Де Хевеши ничего не может сказать о медали самого Бора, но документы из архива датского ученого говорят о том, что его медаль, равно как и медаль нобелевского лауреата 1920 года по физиологии и медицине Августа Крога, были к тому времени реализованы с аукциона, состоявшегося 12 марта 1940 г., и полученные за них средства пожертвованы в пользу фонда освобождения Финляндии. Медали были куплены малоизвестным клиентом и преподнесены в дар Датскому историческому музею в Фредриксборге.
Что касается дипломов, их оформление и дизайн – забота тех научных университетов, каковые присуждает премии в собственной области. Шведская Королевская Академия наук несёт ответственность за дипломы по химии и физике, а с 1968 года кроме этого за дипломы по экономике. Рабочая группа Королевского Каролинского медико-хирургического университета – за дипломы по медицине и физиологии, Шведская Академия – по литературе, а Норвежский нобелевский комитет – за дипломы лауреатам премии мира.
Художественное оформление внутреннего разворота с годами изменяется, но текст постоянно составляется по одному примеру на шведском и норвежском языках соответственно. В «шведских» дипломах содержится одинаковый текст, в котором говорится, кому вручается премия, и приводится цитата, поясняющая, за что присуждается приз. Норвежские же дипломы ни при каких обстоятельствах не содержали пояснений и цитат.
С 1901 года в оформлении нобелевских дипломов Шведской Королевской Академии наук принимали участия многие живописцы. В этих дипломах фактически ежегодно присутствует какая-то неспециализированная тема – птицы, цветы, вазы, — и фактически не бывает дизайна, созданного персонально под лауреата.
В течение 1901-1964 гг., дипломы лауреатам премии по медицине и физиологии украшались теми либо иными художественными изображениями, но в 1965 г. каллиграф Карл-Эрик Форсберг создал новый, более лаконичный дизайн. Его вариант оформления воображал собой изображение нобелевской медали и прекрасный, каллиграфически написанный текст.
Шведская Академия, со своей стороны, постоянно разрабатывает личные дипломы персонально для каждого лауреата.
Сейчас любой нобелевский диплом – неповторимое произведение искусства. Дипломы лауреатов премии по литературе изготавливаются из пергамента в технике, напоминающей ту, что употреблялась книжными иллюстраторами в средние века, дипломы вторых лауреатов делаются из особой бумаги ручной работы. Дипломы по физике имеют светло синий кожаный переплет, по химии, физиологии и медицине – красный, по экономике – коричневый, а по литературе – тот цвет, что выбирает живописец.
Фирменный переплет для «шведских дипломов» предоставляет переплетная мастерская FalthHassler. В Норвегии за переплет до 1986 г. отвечала переплетная мастерская Refsum, а позднее ее поменяла компания Kjell-Roger Josefson. Каллиграфы разрабатывают особые золотые монограммы для каждого лауреата, и эти монограммы украшают наружнюю часть переплета, и коробочки, в которых сохраняются дипломы.
Размер у всех дипломов однообразный 23 x 35 см.
Источник: «Cегмент»
Случайные записи:
10 НЕОЖИДАННЫХ ФАКТОВ ПРО НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ
Еще немного статей:
-
Какие подарки получают на рождество дети американских миллионеров?
В Соединенных Штатах стартовал сезон рождественских приобретений. В 2005 году, к примеру, американцы за два предрождественских месяца израсходовали более…
-
ее ребёнок и Мама – это единый организм. Все, что употребляет дама, передается чаду вместе с молоком. Как раз по данной причине крайне важно смотреть за…