Непременно нас ожидает падение уровня судьбы – думаю, все это знают, лишь не знают, в то время, когда именно это понижение случится. Однако чувство неопределенности, растущее из-за неприятностей во всемирной экономике, уже начинает играться заметную роль в поведении потребителей: спрос медлено падает, и кризисные явления дают о себе знать. Резкое колебание видно сходу, а медленное – нет.
Кризис сложнее всего переживает средний бизнес. С одной стороны, если сравнивать с большими фирмами он несет чуть громадные издержки на единицу продукции и не имеет возможности применять эффект синергии, которой получают группы компаний. С другой – ему тяжело быть таким же эластичным, как микропредприятие.
Исходя из этого средние предприятия первыми выбирают стратегию сокращения затрат, урезая заработную плат и уменьшая персонал. Но в то время, когда кризис продолжается годами, оптимизировать уже нечего. Исходя из этого в нынешней обстановке такая стратегия не принесет результатов, как в 2008–2009 годах.
По сути кризисной возможно назвать любую обстановку, которая выводит нас из вчерашнего состояния комфорта. К примеру, в Москве всего продается 2000 машин Audi, а ты поставил цель реализовать 400. Спрос упал – сейчас всего продается 1000 машин, но твоя цель остается фактически прежней – реализовать 390, и не меньше.
Тяжело? Весьма. И очень многое нужно перестроить, но собственной цели добиться.
Дабы отыскать новые возможности, время от времени необходимо пересмотреть стратегию и поменять отношение к бизнесу. В этом смысле кризис – хорошее явление, по причине того, что заставляет нас изменяться, бороться с утратами, искать точки роста. В менеджменте имеется такое увлекательное правило: в случае если у тебя все прекрасно – создай обстановку кризиса.
Отмечу два серьёзных момента в этих будущих трансформациях.
1. Делать ставку на богатых. В случае если уровень судьбы падает, люди начинают расходовать больше денег на крайне важные вещи (к примеру, на еду) и экономить на предметах и автомобилях роскоши. Это правильно, но лишь частично.
В Западной Европе, Америке, Японии, Израиле люди тратят деньги рационально: любой знает, какая часть его дохода идет на налоги, на страховки, на выплаты по кредитам, на коммунальные платежи и т. д. В Российской Федерации, к нашей громадной эйфории, клиенты больше похожи на детей и совершают нерациональные поступки. Я осознал это еще в 2008 году, в то время, когда ожидал, что отечественные клиенты станут реже поменять автомобили (в среднем это происходило раз в три года), но период владения сократился (с трех лет до 2 лет 4 месяцев).
Частично это позвано рациональными обстоятельствами: удачнее ездить на машине, пока действует гарантия. Но, думаю, не последнюю роль сыграло кроме этого иррациональное желание кататься на новом автомобиле, не обращая внимания на трудности.
Отказываются экономить в первую очередь клиенты премиум-класса. Человек, имевший Audi, BMW либо Mercedes, ни за что не пересядет на машину марки Peugeot либо Мазда – по крайней мере, я таких не встречал. И это прекрасно! Дело в том, что эти люди в 2008 году двигали экономику, по причине того, что поддерживали падающий спрос. Во-первых, они брали привычные им вещи, а во-вторых, будучи предпринимателями, снабжали рабочие места, платили сотрудникам заработную плат и получали.
Именно на таких клиентов и нужно делать ставку. Кое-какие производители машин борются за массовый сегмент: скажем, благодаря прошлому кризису на рынке показался Volkswagen Polo всего за 390 тыс. руб. и новый Hyundai Solaris за 360 тыс. Как эксперт, я осознаю, что одно железо в этих машинах стоит больше.
Но компании идут на утраты для того, дабы привлечь тех, кто ездил на «жигулях» (10–20 автовладельцев). Я не приверженец таковой стратегии.
Утратить пускай бессчётный, но неплатежеспособный сегмент не так уж и страшно – само собой разумеется, с позиций стратегической, а не сиюминутной пользы. Как минимум будет решена неприятность пробок, и любой предприниматель начнёт тратить на дорогу вместо двух один час. Сэкономленное время он посвятит бизнесу – увеличится прибыль. Чем больше он получит, тем больше израсходует и на себя, и на всех собственных родственников.
В следствии и дилеры автомобилей не останутся в проигрыше.
2. Повышать эффективность. Приведу пример. В европейской автопромышленности (эти за 2012 год) один работник создаёт 9 машин в год. Американский работник – 12. И без того в каждой отрасли.
Средняя производительность труда работника в Российской Федерации – 28 его американского коллеги. В случае если у них кризис, то что тогда у нас?
В Российской Федерации, как мы знаем, имеется нефтегазовая подушка безопасности. До тех пор пока нефть стоит хотя бы 100 долл. США за баррель, экономика худо-бедно будет функционировать. Выделю – худо-бедно. С одной стороны, все равно прекрасно, но с другой – это нас развращает: мы не желаем изменяться, что-то предпринимать, действительно вспоминать об эффективности. А ведь непременно обстановка с горючим изменится, и мы останемся на обочине цивилизации.
Если не через пять лет, то через 10–20 спрос на нефть (по крайней мере как сырье для производства горючего) уж совершенно верно упадет. Да и в ближайшее время с учетом экономических неприятностей в еврозоне спрос на газ и нефть будет понижаться. Чем больше людей в том месте утратят работу, чем масштабнее сократятся зарплаты и социальные пособия, чем меньше бонусов начнут получать топ-менеджеры, тем ниже будет спрос на отечественное горючее.
Американцы вышли из текущего кризиса, накачав собственную экономику деньгами, а Ангела Меркель, напротив, проводит политику твёрдой экономии. Второй путь, думаю, более перспективный и на уровне бизнеса. Нам нужно не просто один раз урезать затраты – необходимо бороться с расточительностью ежедневно.
В собственной компании мы это делаем – полгода назад запустили программу борьбы с утратами (так именуемое бережное производство), которая уже приносит плоды. Но успех приходит, лишь в то время, когда стратегия сочетается с ежедневной деятельностью на каждом рабочем месте. За шесть месяцев мы взяли 305 предложений, как трудиться действеннее.
Это вселяет оптимизм.
Владимир Моженков, начальник компании «Ауди Центр Таганка», для издания председатель совета директоров
Случайные записи:
Рабинович: Власть чувствует, что в следующем году надо готовиться к \
Еще немного статей:
-
Корпоративный рынок в Российской Федерации: игроки, взаимозависимые стороны, тенденции, ситуация и прогнозы ее развития. Как коснулся кризис…
-
Ричард брэнсон: «мы такие, какими нас видят наши клиенты»
Миллиардер Ричард Брэнсон в один раз заинтересовался, сколько книг о управлении компанией возможно приобрести в сети. Ответ ошарашил его — в…