Михай чиксентмихайи: «креативность: что творится в голове у новаторов»

      Комментарии к записи Михай чиксентмихайи: «креативность: что творится в голове у новаторов» отключены

Михай чиксентмихайи: «креативность: что творится в голове у новаторов»

Михай Чиксентмихайи — доктор психологических наук, узнаваемый по своим изучениям тем креативности и счастья, создатель бестселлера «Поток».
Фото: Зарина Кодзаева, издание PSYCHOLOGIES №77 (2012)

Где живет креатив?

Люди говорят о креативности везде: в бизнесе, в образовании а также в политике. Креативность на данный момент воспринимается как серьёзное преимущество на рынке и в целом как обязательный атрибут рекламных бизнес-процессов. Брендам необходимы все более занимательные, изощренные ответы. Согласно точки зрения Чиксентмихайи, креативность — это не дар, а комплекс взаимосвязанных событий и процессов.

Эта книга — дверь в мастерские живописцев, лаборатории ученых и кабинеты фаворитов больших корпораций. Ее возможно назвать ключом к познанию феномена и пониманию креативности собственных творческих процессов.

Что такое креативность?

Это итог работы совокупности, в которую входят три составляющие:

  • Культура, содержащая символические правила;
  • Человек, что привносит что-то новое в домен знаков;
  • Поле специалистов, каковые выявят новую идею и признают ее.

Креативность — это культурный эквивалент биологической эволюции. Отличие между ними в том, что у культурной эволюции нет механизмов передачи информации следующим поколениям. Знание о пользе огня, колеса либо ядерной энергии не встроено в нервную совокупность младенца, исходя из этого каждому из нас приходится изучать все заново.

Аналогом генов в ходе биологической эволюции являются мемы либо единицы информации, каковые мы должны усвоить, дабы культура продолжила собственный существование. Творческий же человек изменяет эти мемы. В случае если достаточное количество специалистов сочтет эти трансформации благом, они станут частью культуры.

Чтобы совершить какое-то открытие, креативному человеку необходимо изучить максимум информации, которая уже имеется в домене культуры. Домен — это область деятельности человека, к примеру, музыка, живопись, бизнес либо наука. Перед тем как написать собственные великие симфонии, Бах изучил произведения и нотную грамоту вторых композиторов.

Вот что говорит о креативном ходе изобретатель Джейкоб Рабиноу:

«Необходимо большое количество думать о том, что вас воодушевляет, иметь большое количество идей, большое количество трудиться и погружаться в процесс. Вам кроме этого необходимо мочь сходу отбрасывать негодные идеи, кроме того не сказав их вслух. У вас рождается куча идей, а вы их выбрасываете, говоря себе: «это мусор». А в то время, когда приходит хорошая мысль, вы рассказываете: «Ага, тут возможно весьма интересно, пожалуй, повожусь с этим продолжительнее.

Запрещено придумать лишь хорошее и нужное. Запрещено сходу писать великие симфонии. По-настоящему креативный человек имеет хорошую подготовку:

  • Он обладает всем огромным количеством знаний в данной области;
  • Пытается сочетать идеи, по причине того, что ему нравится изобретать новое;
  • Способен оценить идею и решить, стоит ее развивать либо нет».

Понятия — по полочкам

Один из предрассудков отечественного времени содержится в том, что человек, что отличается необыкновенным поведением, обязательно креативен. В рекламных кампаниях отделы, разрабатывающие и производящие рекламу, именуют креативными, а их сотрудников креативщиками. Да, среди искусных рекламистов много мастеров собственного дела, но видятся они не чаще, чем креативные бухгалтеры, креативные техники либо креативные библиотекари, трудящиеся в той же компании.

В этом смысле все эти люди смогут принимать во внимание «блестящими».

Блестящий человек демонстрирует нестандартное мышление, занимателен в общении и стимулирует мыслительный процесс у собеседников, другими словами весьма умный человек. Творческим человеком возможно назвать блестящего собеседника, обладателя разнообразных заинтересованностей, человека живой мысли. В случае если данный человек не делает какого-либо серьёзного вклада в той либо другой области, я не могу назвать его креативным.

Человек с личной креативностью оригинальным образом и новым принимает мир, глубоко делает выводы о происходящем, может выполнять серьёзные открытия, о которых знает он один. Подробная форма креативности отличается субъективным характером.

Креативный человек изменяет какой-то серьёзный нюанс в отечественной культуре. Его достижение, непременно, есть общим достоянием.

Не будущее тебе принимать во внимание креативным

Но не все зависит лишь от гениальности и идей самого человека. Третий нюанс креативности — поле специалистов, которое играется решающую роль. В то время, когда команда Чиксентмихайи задавала вопросы собственных опрощеных, в чем кроется секрет их успеха, одним из самые частых ответов был ответ «мне повезло».

Универсальное объяснение — человек был в нужном месте в необходимое время.

Успешный живописец, работы которого украшают лучшие музеи мира, с печалью согласился, что живописцев его уровня была целая уйма, но они остались неизвестными. А отличие между ним и его безымянными сотрудниками в том, что он познакомился на одной вечеринке с галеристом, что начал продвигать его работы.

Не обращая внимания на то, что многие идеи так и ушли вместе с их создателями, не заметив свет, они смогут стать актуальными через какое-то время, в то время, когда культура будет нуждаться в них. Да, кто-то делается известным при жизни, кто-то по окончании смерти, а кто-то вовсе не делается. Дабы выжить, культура обязана отбросить большинство новых идей, созданных ее носителями.

Культура консервативна, и не просто так. Ни одна культура не имела возможность усвоить все новые идеи, появляющиеся у людей, — если бы она это сделала, то превратилась бы в хаос. Исходя из этого креативным людям так принципиально важно пребывать рядом с специалистами, каковые смогут оценить их работу. Физик Джон Уилер говорит об этом со своей простой прямотой:

«Если не будешь толкаться среди людей, весьма скоро вылетишь прочь. Я постоянно говорю так: запрещено стать кем-то, в случае если рядом нет кого-то еще».

Питер Друкер против

Гуру менеджмента отказался учавствовать в изучении Чиксентмихайи, доказывая это :

« опыт подсказывает, что секрет продуктивности кроется в том, дабы НЕ делать что-то на благо чужой работе, а уделять все время тому делу, которое предназначено каждому Господом, и делать его прекрасно».

Но Друкер, сам того не подозревая, еще раз подтвердил теорию о потоковом состоянии Чиксентмихайи: в случае если человек занимается стоящим делом, наполняющим его жизнь смыслом, уделяет ему большую часть собственного времени и концентрирует внимание лишь на этом деле, он будет в состоянии потока. В частности в этом состоянии совершаются самые немыслимые открытия.

Творческий процесс

Считается, что творческий процесс складывается из пяти этапов:

1. Подготовка. Сознательное либо бессознательное погружение в проблематичные обстановки, каковые воображают интерес, пробуждают творческое начало.

2. Период вынашивания, на протяжении которого идеи крутятся на периферии сознания. Это именно тот этап, в то время, когда начинают появляться неординарные связи между фактами. Изучая вопрос сознательно, мы обрабатываем неприятности линейным образом: книгу за книгой, статью за статьей.

В то время, когда идеи объединяются между собой самостоятельно, никто не имеет возможности вынудить их ходить строем, смогут появиться самые неожиданные комбинации.

3. Инсайт. Как раз тот момент, в то время, когда мы говорим: «Ага!». Кусочки головоломки сложились в единое целое.

4. Оценка. Как раз сейчас мы решаем, имеет ли отечественный инсайт какую-либо сокровище, стоит ли дальше трудиться над ним. В большинстве случаев, данный этап для человека самый сложный, по причине того, что бывает сложно отказаться от какой-то собственной идеи.

Либо напротив, мы оставили идею, по причине того, что некому было нас своевременно поддержать и убедить в перспективности отечественных задумок.

5. Оттачивание. Данный этап требует больше всего времени, именно на него приходится главная часть работы. Именно это имел в виду Эдиссон, в то время, когда сказал, что творчество — это всего лишь 1 остальные 99 — пот.

В действительности, данный процесс выглядит совсем не так. Уже на этапе оттачивания человек может подметить совсем новую закономерность, которая резко отличается от идеи, которую он уже практически оформил. Творческий процесс начинает напоминать клубок с нитками, что неизвестно в то время, когда развяжется.

Необходимо понимать одно: из собственного творческого процесса необходимо вытащить и развить до принимаемого вида хотя бы одну идею.

Трудись, лишь не перетрудись

Практически 100 опрощеных, каковые участвовали в изучении Чиксентмихайи, сами определяют собственный ритм судьбы. Они осуществляют контроль собственную энергию сами, не надеясь на календарь, часы либо навязанное им расписание. В то время, когда необходимо, они фокусируют собственные силы как будто бы лазерный луч; в то время, когда не требуется, переходят в режим подзарядки.

Для успешной работы принципиально важно менять безделья и периоды активности.

Физик Фримен Дайсон полгода трудился до полного изнеможения и седьмого пота над доказательством собственной теории. Через шесть месяцев он отправился в отпуск, где пара недель бездельничал и наслаждался пейзажами. В то время, когда он сел в автобус обратно, то неожиданно у него в голове сформировалась кристально чистая схема собственной теории.

Для примера возможно забрать Архимеда, что, пребывав в ванне, вскрикнул: «Эврика!», Ньютона, которому упало на голову яблоко, Менделеева, которому приснилась таблица. Многие художники и музыканты вскакивают среди ночи и начинают писать.

Творческим людям нужно лениться. Это не означает, что необходимо лежать на диване днями напролет и ожидать, в то время, когда придет воодушевление. Чтобы эврика ударила вас, необходимо хорошенько потрудиться и «загрузить» в собственную голову достаточное количество информации.

Данный процесс растолковывает модель ментальной обработки информации, в которой акцент делается на случайном комбинировании идей. На получение нужной комбинации может уходить от нескольких часов до нескольких лет. То, что креативные люди именуют творческим кризисом, есть или недочётом информации, которую обработал их мозг, или свидетельством процесса обработки, что обязан непременно завершиться.

Чем похожи творческие люди

Творческие люди многим друг от друга отличаются, но имеется одна вещь, которая делает их близнецами. Все они обожают собственный дело. Ими движет не рвение получить славу либо сделать солидные деньги; скорее, их ведет возможность делать то, что им вправду нравится. Прозаик Нагиб Махфуз говорит об этом:

«Моя работа нравится мне больше, чем плоды, каковые она приносит. Я предан ей независимо от того, что за этим последует».

Кто создатель?

Михай Чиксентмихайи — доктор психологических наук, узнаваемый по своим изучениям тем креативности и счастья, создатель бестселлера «Поток».

Поток, в соответствии с Чиксентмихайи, — это состояние человека, в котором он чувствует себя самоё счастливым, в то время, когда всецело вовлечен в то, что делает, испытывая наряду с этим чувство свободы, полного удовлетворения и радости. Тему потокового состояния он раскрывает в собственной книге «Креативность».

О чем книга?

На страницах книги вы не отыщете красочных палочек-считалочек либо занимательных задачек, призванных развить креативное мышление. Книга является результатом 30-летнего изучения Чиксентмихайи, в котором участвовали 90 креативных людей ХХ века: живописцы, музыканты, писатели, лидеры и учёные больших корпораций. Любой участник был проинтервьюирован. В анкете были вопросы о креативном ходе, препятствиях и трудностях в работе, личной и публичной жизни.

Не каждый рискнет приступить к таковой, на первый взгляд, не поддающейся изучению теме. Но Чиксентмихайи, благодаря нескольким десятилетиям усердной работы, удалось систематизировать и разложить по полочкам творческий процесс. В этом и состоит уникальность данной книги, которая способна кардинально поменять привычное представление о креативности.

Дарья Силаева, Digital Producer в Tag Creative
Размещено на www.cossa.ru

Случайные записи:

Чиксентмихайи Михай. Креативность


Еще немного статей:

  • Креативный отдел — всему голова

    Как воображение, так и художественные ответы в агентстве в большинстве случаев снабжает креативный отдел, не смотря на то, что время от времени эти два…

  • Какие мужские комплименты меня раздражают

    Комплименты собственной наружности я приобретаю частенько. И не буду лукавить: вообще-то мне приятно. В большинстве случаев. Но бывают обстановке (и…