В XVII веке французский посол Фуа де ла Невилль отметил в собственных записках о посещении нашей страны: «Русские дамы весьма падки на чужестранцев и весьма легко решаются на близость». Не обращая внимания на то, что свидетельства де ла Невилля не всеми историками принимаются действительно (имеется подозрение, что его труд – это компиляция из книг вторых путешественников, написанный, не выходя из кабинета), все же обстановку, приведенную в этих скупых строках в полной мере возможно принять на веру.
В действительности, почему бы и нет? В Киевской Руси с старейших времен бывало много чужестранцев, приезжавших ко мне торговать и помогать, так из-за чего бы и не произойти роману между русской заморским молодцем и красавицей? А как относилось к этим романам общество?
Браки – лишь со собственными!
Что касается создания семей с иноверцами, законы старой Руси на всем протяжении ее истории от старейших времен и до Петра I были единодушны. Запрещено! Устав князя Ярослава о церковном суде, в ведении которого пребывало брачное право, гласил, что в случае если иудей либо мусульманин вступит в брак с русской дамой, то с иноверца направляться взять штраф в размере 50 гривен, а даму постричь в монахини.
Браки с инославными христианами – протестантами и католиками – так же отнюдь не поощрялись. Неправославные христиане рассматривались как еретики. VI Вселенский собор о браках с еретиками говорит совсем недвусмысленно: «Недостойно мужу православному с женою еретическою соединяться браком, ни православной жене сочетаваться с мужем еретиком.
В случае если же будет найдено что-либо подобное, сделанное кем-либо: брак почитать не жёстким и преступное сожительство расторгать. Потому что не подобает смешивать несмешиваемое, ни соединять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. В случае если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».
Как видим, наказание ослушнице угрожало нешуточное: насильственный постриг либо отлучение от церкви. Но, для лиц из знатных семей делалось исключение. Киевские князья, как мы знаем, отдавали собственных дочерей замуж за европейских правителей, а позднее, в эру Петра I, браки с «лютеранами» и латинянами стали достаточно нередким явлением.
Абсолютный запрет сохранился только на браки с мусульманами и иудеями.
И никаких незаконнорождённых связей!
«Свободная любовь» в Киевской Руси, очевидно, совсем не поощрялась, однако, случаев, в то время, когда непутевая женщина либо развеселая вдовушка заводит интрижку с каким-нибудь хорошим молодцем, было какое количество угодно. Такие отступления от публичной морали так же очень строго карались.
Тот же устав Ярослава Умного гласил, что незамужнюю девку либо вдову, увиденную в блуде либо родившую ребенка, направляться изобличить, а затем заключить в монастырь для отбывания церковного покаяния. Покаяние означало заточение на воде и хлебе, несметное количество земных поклонов и в обязательном порядке присутствие на всех церковных работах. Виновной девушке, вдобавок, угрожало важное наказание от своих родителей – ожесточённая порка.
В случае если так сурово пресекали сожительство с русским человеком, то сообщение с иноверцем каралась вдвойне без шуток. Заточение в монастыре и епитимья были особенно строгими.
Но, у Герберштейна, покинувшего подробные «Записки о Московии» имеется замечание о том, что русские люди вычисляют меньшим грехом сожительство русской дамы с чужестранцем, чем сообщение русского мужчины с иноверкой. Разъясняется это тем, что иностранка, взяв «семя», может уехать и родить на чужбине. В этом случае дитя русского человека вырастет еретиком.
Дитя же, зачатое русской дамой, хоть и от иноверца, все же будет крещено и воспитано в православной вере. Существовало такое вывод либо нет в действительности – покинем на совести Герберштейна, что по большому счету был громадным выдумщиком, но некая логика в этом рассуждении имеется.
Но время от времени все-таки возможно
Известно большое количество чужестранцев, осевших в Московии, правильно являвшихся русским правителям и ставшим основателями известных родов. Таков, к примеру, род Лермонтовых, родоначальник которого прибыл в Россию в XVII веке, либо род Барклаев-де-Толли, являвшихся русской короне в течении трех столетий. И таких примеров довольно много.
Правитель жаловал им за верную работу деревеньки, награждал из царской казны. И иноземцы жили, помогали и женились на русских дамах. Как такое вероятно? Только при одном непременном условии: жених должен был принять православие.
Окрестившись, он брал русское имя (к примеру, Георг Лермонт стал Юрием Андреевичем), и затем никаких препятствий к браку уже не появлялось.
Случайные записи:
10 ЖЕСТОКИХ НАКАЗАНИЙ ЗА СУПРУЖЕСКУЮ ИЗМЕНУ
Еще немного статей:
-
Когда женщин на руси начали называть дурами и почему
Частенько возможно услышать выражение: «бабы-дуры». А кого из нас хотя бы раз не обозвали этим словом? Весьма интересно, в то время, когда появилась эта…
-
Вуменспрединг: зачем женщины раздвигают ноги
Кроме того если вы ни при каких обстоятельствах не слышали о «менспрединге», то наверняка сталкивались с этим явлением в жизни – так именуют позу, в то…