Понятие презент показалось, в то время, когда человек еще лишь обучался быть человеком. Выстраивая отношения с себе подобными, он открывал суть доброты, радушия, испытывал признательность за чужую отзывчивость и заботу. Методом выразить эти эмоции становился презент. В русском языке у этого слова имеется еще и брат-близнец: гостинец, от слова гость.
Это значит, что по обычаю человек входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить.
Узнаваемая формула мне не дорог твой презент, дорога твоя любовь — это скорее о силе эмоции, чем об отношении к подарку. Он-то именно ценится в народном сознании неординарно дорого. Не просто так в сказках большая часть прекрасных предметов для собственного подвига храбрец не находит и не добывает, а приобретает в дар: клубок, показывающий дорогу, кольцо, выполняющее жажды, и т.д.
Такие вещи ни при каких обстоятельствах не берутся силой, их не отнимают. Они становятся призом за сердечность, отзывчивость, трудолюбие. Дарящего и дарителя связывает добрая воля. Презент в сказках не знает нынешней конфронтации между духовным и материальным. Народ не мыслит его в противном случае, как в виде предмета с ярко обозначенным утилитарным назначением. Дорогая любовь находит выражение в обязательном порядке в дорогом подарке.
Дорого не в финансовом исчислении, а в собственной материальной полезности (скатерть-самобранка, сума с чудесной дубинкой и пр.). Но в один момент презент в народном сознании стоит выше товара. Он не покупается, его нельзя оценить ни деньгами, ни золотом.
Этому полотну, царь-батюшка, цены нет! Я тебе его в дар принесла! любви и Сочетание пользы — характерная черта народного подарка.
Защищающая память
У древних народов презент владел волшебной силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносила успех. А имела возможность и навредить, в случае если за ней стояла тайная неприязнь. Бессчётные сказочные коллизии подчеркивают: память — тот узел, которым презент связывает дарителя и одариваемого. Между ними устанавливается незримая загадочная сообщение.
На подаренном ноже появляется кровь, он ржавеет, в то время, когда его обладатель попадает за морем в беду, — и тогда приятель либо брат торопится на помощь. По подаренному кольцу жених определит собственную невесту, супруга — мужа. Да для чего вспоминать сказки?
Разве мы, делая в книге, альбоме либо на фотографии надпись, не начинаем ее словами: на хорошую память?
Обычай милой старины
С старейших времен презент неразрывно связан с обычаями, он входит в обряд наравне с песней, танцем, декоративно-прикладным мастерством.
Святочный обычай колядования и щедрых подношений колядовщикам имел двойной суть. С одной стороны, люди как бы заговаривали реальность, воображая ее более сытой, богатой, чем она имеется в действительности. С другой, высказывали убеждение, что зажиточная судьба связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с необходимой щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.
На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: кого обожаю, того дарю, от милого презент дороже золота, чин чина почитай, а презент помни.
К встрече весны, на сорок мучеников, готовили жаворонки. Затейливые старухи пекут их с особыми вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и отправляют их по родным, в гостинцы детям .
До сих пор жив обычай обмениваться на пасху крашеными яйцами. Так в сознании народа песня, пляска, умные украсы, подарки были неразделимы в восприятии радости, эйфории, праздника.
Ленты, кружева, ботинки…
Еще больше место подарка в некалендарных, домашних торжествах. Человек появился — и друзья, соседи, родные торопились с подарками. Родильнице отправляли крупу, муку, кусок набивного ситца либо полотна, рубашечку, чепчик для младенца.
Когда девочка научалась держать в руках иголку, она начинала подготавливаться к свадьбе: шить и вышивать подарки еще незнакомым жениху, свекру, свекрови. А уж в то время, когда наступало время сватовства, невесте приходили на помощь подруги — так много всего нужно было заготовить. В некоторых местах на другой сутки по окончании рукобитья жених отправлял невесте порты и свою рубашку, дабы она сшила ему такие же собственными руками.
Подарки жениха были покупные и прежде всего характеризовали его щедрость: ларчики с лентами, иголками, нитками, ботинки, серьги, пряжки, румяна, белила и т.д.
близкие и Родители одаривали молодых посудой, полотном, зерновым хлебом, скотом, птицей. Приятели дарили небольшие вещи: ленточки, нитки, платки. Известны решения суда свата: Чарочку выпивай, молодых одаряй, рублем аль полтиною, или золотою гривною, а коли твоя честь, так рублевиков шесть, а чушку за ушко, коровку за головку.
Все участники свадьбы также приобретали подарки из рукоделья невесты, сладости, деньги.
Презент либо взятка?
В то время, когда в связи с подарками заходит обращение о стране, уже тяжелее разобраться, где дар, а где дань, где презент, а где кормление либо взятка, где искреннее подношение, а где вымогательство. Ответная признательность также иногда облекается в неожиданные формы. Летопись информирует, как в первой половине 70-ых годов XV века князь великий взъярился на псковских послов и их на очи пускати к себе не приказал по причине того, что подарки их были легкими.
Бывали случаи, когда дарители преследовали необыкновенные цели. Византийцы, к примеру, замыслили таким методом вызнать темперамент Святослава. Вначале положили перед ним драгоценные ткани и золото.
Кроме того не посмотрев на подарки, он приказал убрать их. Тогда перед ним положили оружие. Он же, приим, нача хвалити и любити и целовати царя…
И сообщили бояре: Лют се супруг желает быти, яко именья не брежеть, а оружие емлет.
Подарки зарубежным их послам и правителям являлись чутким барометром дипотношений. Таковой дар именовался в Российской Федерации поминком. Поминками имели возможность помогать кони, оружие, золото, серебро, дорогая ткань, соболя. Подношение их происходило строго по ритуалу, что любой раз во всех подробностях записывался в Наказе послам: сперва передать от князя поклон, позже, мало посидев, поминки явити и молвити…
А уж по окончании того подать верительные грамоты.
Правители строго смотрели за тем, дабы их подчиненные ни с кем не сносились кроме их, царёвой, воли и никаких поминков со стороны не принимали. Верных слуг они дарили сами, и в этих обстоятельствах тяжело было совершить грань между наградой и подарком. В старой Руси не было совокупности орденов, и жалованные правителем шубы со собственного плеча, золотые чаши, серебряные кубки и другое делали наградные функции.
В дошедших до нас описаниях этих предметов главный акцент постоянно делался на то, сколько пошло на их изготовление драгоценных металлов, камней, дорогих мехов. Ни при каких обстоятельствах не упускался вес предмета, но практически нигде не видится слов о умной работе мастера. Начиная с Ивана III и до начала XVIII века великие цари и князья чеканили особые золотые.
Ими жаловали за участие в походах , а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Так, золотые были одновременно и царёвой призом, и его подарком, и памятью о наибольших событиях в стране
Ветер изменений
Восемнадцатый век принес бессчётные трансформации в русскую жизнь. Сломав ветхие национальные университеты, Петр I нарушил и прошлую совокупность щедрых подарков.
Символы его благоволения и подарки сыпались на людей, которых с ним сталкивала будущее, не меньше щедро, чем другие знаки и палочные удары его бешенства. Золотая медаль, выбитая в честь победы, серебряный рубль для бессчётных царских крестников из несложного звания, табакерки — эти предметы не имели таковой утилитарной ценности, как, к примеру, шуба с царского плеча, но сокровище подарка как символа размещения была неимоверно громадна.
Трансформации в частном быту стали причиной происхождению многих новых обстановок. Рвение выразить в подарке собственный хорошее отношение к второму человеку осталось, но сейчас оно уже не было так строго регламентировано и допускало, выражаясь современным языком, творческий подход. Страсть амурная, — писал князь М.М.Щербатов, — до того практически в неотёсанных нравах не знаемая, начала чувствительными сердцами овладевать.
От кавалера сейчас требовалось вежливое обхождение с женщиной, умение заботиться и сказать комплименты. И в обязательном порядке дарить подарки. В рукописной Истории о Александре, русском аристократе изображается совершенная картина взаимоотношений любимых: храбрец дарит избраннице столп верности — кольцо, данное ему родителями.
Возлюбленная одаряет его знаком любви — злата шнура узел, разъясняя символический суть этого подарка: едина мя смерть развяжет.
Презент в быту неспешно теряет тесную сообщение с обрядом. Предметом дарения делается все: от деревни в пара тысяч душ крестьян до локона волос. Самый распространенными подарками были предметы женского рукоделия, кольца и кольца, миниатюрные портреты, каковые возможно было носить как медальон.
Чем ближе к нашему времени, тем больше презент ценится не за его материальную цена, а за память, внимание, воспоминания, с которыми он связан. Та самая формула — мне не дорог твой презент, дорога твоя любовь — все правильнее высказывает сущность взаимоотношений, связывающих дарящего и одариваемого.
Источник:www.ya-daru.ru
Случайные записи:
А Вы знаете откуда появилась традиция дарить подарки на Новый год?
Еще немного статей:
-
Дарим всевозможные подарки на крестины
Крестины имеют одно огромное преимущество по сравнению с другими торжествами. В данный сутки праздник ни у одного конкретного человека, а сходу у…
-
Это нельзя дарить или список самых худших подарков
Как говорится, «даренному коню в зубы не наблюдают». Но, точно любой из нас был в ситуации, в то время, когда приходилось неудобно и натянуто бормотать…