Девять вопросов о подарках

      Комментарии к записи Девять вопросов о подарках отключены

Подарки дарят в соответствии со сложной системой правил. Иначе, подарки вправду функционируют как невербальные сигналы хорошего отношения, и несут много других значений. Помимо этого, в некоторых видах взаимоотношений принцип взаимности дарения не соблюдается. какое количество, кому, что и в то время, когда дарят? Кто обменивается подарками и из-за чего? Какую роль в этом играется доход, образование, возраст и пол?

Вправду ли подарки усиливают отношения?

Создатель: Адриан Фурнам (Adrian Furnham), доктор психологических наук Университетского колледжа Лондона (University College London).

Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Девять вопросов о подаркахБольшая часть людей во всех культурах, за исключением самые примитивных, дарят подарки, каковые по цене в большинстве случаев соответствуют 4-5 их бюджета. Дамы дарят больше подарков, чем мужчины, и большая часть подарков предназначаются родным родственникам, и друзьям и детям. На западе большая часть подарков дарят на Рождество, свадьбы и дни рождения.

Среди равных по статусу людей принято обмениваться подарками, в то время как между детьми и родителями, и вторыми родными родственниками, отношения с которыми носят темперамент опеки, принцип взаимности не соблюдается. Подарки дарят в соответствии со сложной системой правил. Но нет никаких доказательств того, что эта совокупность делает функцию упрочнения не сильный взаимоотношений; правила экономики подарка смогут лучше интерпретироваться на базе генетической близости.

Иначе, подарки вправду функционируют как невербальные сигналы хорошего отношения, и несут много других значений.

С позиций экономистов, совокупность дарения отличается от рыночной экономики тем, что деньги в большинстве случаев не употребляются в качестве подарков и часто считаются неуместными, частично из-за их не сильный способности являться символом. Помимо этого, в некоторых видах взаимоотношений принцип взаимности дарения не соблюдается.

В том месте, где взаимность существует, даритель обязан делать вид, что не ожидает подарка в ответ, и, само собой разумеется, недопустима какая-либо торговля. Для психологии совокупность дарения есть примером системы правил, функции которой еще не ясны, но которая, возможно, базируется на социобиологии, тогда как сами подарки функционируют равно как и другие невербальные сигналы.

1. какое количество дарят?

Подарки составляют часть затрат семьи. Согласно данным анализа потребления, в Англии (Davis, 1972) в среднем 4,3 бюджета расходуется на подарки, не включая благотворительность, которая образовывает еще 1. Согласно точки зрения автора анализа, это значение пара занижено, потому, что не включает подарки, каковые сделаны собственными руками либо выращены в домашнем хозяйстве. Совершённые в Соединенных Штатах опросы дали практически такие же результаты.

В частности, Гарнер и Вагнер (Garner and Wagner, 1991) опросили 4 139 семей и установили, что 3,7 домашнего бюджета было израсходовано на подарки, и около 3/4 из них пошли на рождественские подарки, другое — на подарки по случаю дней рождения и свадебные подарки. Эта часть затрат на подарки намного выше, чем в некоторых вторых культурах.

2. Кто дарит больше?

В этом вопросе ключевую роль, по-видимому, играются четыре фактора.

  • Доход. Более богатые люди в среднем дарят больше, пропорционально своим доходам, но и сама пропорция кроме этого увеличивается с ростом доходов, в особенности в средних диапазонах дохода, свидетельствуя о том, что подарки являются до некоей степени роскошью для тех, кто может позволить себе их (Garner and Wagner, 1991).
  • Образование. Независимо от дохода, более грамотные люди дарят больше, быть может, вследствие того что они имеют более широкую социальную сеть.
  • Пол. Дамы дарят значительно больше подарков, чем мужчины, не смотря на то, что мужчины имеют тенденцию дарить более дорогие подарки. Согласно данным Кэплоу (Caplow, 1982), 84 подарков на Рождество дарили дамы — одни либо вместе с мужчинами (но выбор делали дамы), и лишь 16 подарков мужчины дарили сами. Дамы довольно часто несут ответственность за подготовку рождественских мероприятий: берут неспециализированные подарки, договариваются об обмене подарками, и, само собой разумеется, готовят рождественский обед.
  • Возраст. Больше подарков дарят люди среднего возраста, другими словами те, чьи дети уже покинули родительский дом и кто имеет для этого деньги и время.

3. Кто приобретает подарки?

Большая часть подарков дарится ближайшим родственникам — в основном мужу либо супруге, в случае если таковые имеются. Потом в качестве получателей подарков следуют дети, родные братья и/либо сестры и другие члены семьи, а после этого — приятели.

Кэплоу (Caplow, 1982) был совершён анализ распределения рождественских подарков среди громадной выборки обитателей Мидлтауна (США), и найдены следующие соотношения: дети приобретают подарков от своих родителей в семь раза больше, чем они сами дарят родителям, и похожие пропорции имеют место в других отношениях между различными поколениями. Получателями подарков смогут быть кроме этого учителя, доктора, работники сферы обслуживания и подчиненные по работе. Во всех этих случаях цена подарков значительно меньше, чем цена подарков участникам семьи.

4. Существуют ли культурные различия в практике дарения?

У более классических народов, каковые промышляют собирательством и охотой, подарки не приняты. В некоторых культурах, каковые не имеют денег, подарки занимают важное место в жизни, и существуют ритуалы и сложные правила, которые связаны с ними. В более развитых культурах государств третьего мира преобладают расширенные семьи, в которых родственники дарят друг другу больше подарков, чем в современных обществах.

Это найдено в Мексике и у говорящих на языке хауза обитателей северо-западных южного Нигера и районов Нигерии, где 10,6 дохода тратится на подарки своим бессчётным родственникам.

Китайцы, иначе, делают больше подарков приятелям, что отражает коллективистский темперамент китайского общества. Япония — особенный случай в том смысле, что обитатели данной государства дарят много подарков (в среднем около двадцати шести в месяц). Наряду с этим подарки должны приобретаться в особом магазине подарков, дабы их цена могла быть оценена и возможно было сделать эквивалентный презент.

Это время от времени ведет к некоей циркуляции нераспечатанных подарков, каковые смогут испортиться и потому не раскрываются в присутствии дарителя (Morsbach, 1977).

В каждой культуре существуют ритуалы и свои правила, которые связаны с подарками. Чил (Cheal, 1988) обрисовывает культуру дарения в Виннипеге (Канада), где считается уместным, к примеру, в качестве подарка на свадьбу давать деньги и где рождественские подарки должны быть развешены около рождественской елки и развернуты на протяжении рождественского обеда, а в сутки перед свадьбой подруги невесты устраивают предсвадебную вечеринку и дарят ей предметы для ведения хозяйства.

В Англии и Германии существуют другие традиции. Сила этих традиций такова, что дарение подарков есть не таким уж необязательным либо спонтанным делом, как это в большинстве случаев считается, — подарки на свадьбу и Рождество в какой-то мере необходимы. Наряду с этим тот, кто дарит, обязан делать это в полной мере честно и демонстрировать, что не ожидает ответных подарков: подарки являются символами хорошего отношения.

5. Различаются ли подарки в зависимости от предлога?

Сокровище подарков варьирует в зависимости от предлога. В качестве свадебных подарков дарятся либо фактически нужные вещи, к примеру предметы для домашнего хозяйства, либо деньги. Иначе, подарками на день и Пасху св.

Валентина, вероятнее, будут цветы либо конфеты. Это подарки экспрессивные, а не инструментальные. Подарки на сутки рождения и на Рождество смогут быть или практическими, или экспрессивными, или практическими и экспрессивными в один момент; довольно часто дарятся игрушки либо одежда.

Существуют определенные традиции в части подарков на серебряную, алмазную и другие свадебные годовщины — традиции, каковые особенно нравятся продавцам сокровищ и обширно ими рекламируются и которым, но, редко следуют. Существуют категории подарков, каковые уместно вручать в учреждениях, — к примеру, в отвлечённых учреждениях значительно чаще дарят книги.

6. Кто обменивается подарками и из-за чего?

Обоюдный обмен дарами уже давно рассматривается как культурная универсалия (Gouldner, 1960). Считается, что существует моральная обязанность дарить подарки в ответ (Mauss, 1954). Имеется кое-какие доказательства в пользу принципа кратковременной взаимности, и данный принцип может употребляться чтобы получать пожертвований.

Лабораторные опыты кроме этого подтверждают существование принципа кратковременной взаимности.

В одном из изучений (Cheal, 1988) установлено, что в 53 случаев ответные подарки дарились в течение года. Проводившиеся в Англии и США изучения продемонстрировали, что данный принцип действует в отношениях людей, равных по положению, к примеру родных братьев/сестер либо друзей, и реализуется значительно чаще в рождественские праздничные дни. Но это зависит от свойства предугадать, что подарят другие, потому, что рождественские подарки делаются в один момент.

Практика обмена подарками может иметь еще одно объяснение, которое содержится в том, что делающие это люди знают существующие традиции, — кто обязан дарить подарки и кому, и размер подарка, что подходит для данного случая. Подарками на дни рождения люди обмениваются частенько, в то время как свадьбы случаются существенно реже. Определенная взаимность практикуется и между соседями, каковые оказывают друг другу небольшие услуги либо одалживают вещи.

Они не желают приобретать за это плату, предпочитая, дабы соседи «отплатили» им при случае «натурой» — своим временем, навыками либо упрочнениями, к примеру помогли бы в выпечке пирогов, ремонте автомобиля и т. д. (Webley et al., 1983).

В соответствии с некоторым социально-психотерапевтическим теориям, в случае если человек не имеет возможности ответить взаимностью на презент, он чувствует себя обязанным, зависимым от другого человека, кроме того уступающего ему по статусу. Как мы знаем, что время от времени люди стараются избегать покровительства и подарков, поскольку опасаются, что это может привести к подобным последствиям.

Безработные смогут прекратить ходить в паб по той причине, что они не смогут позволить себе оплатить очередную порцию пива для компании, исходя из этого в итоге они становятся социально изолированными. Политические деятели либо другие люди в публичном учреждении должны избегать получения подарков, поскольку затем они ощущали бы себя обязанными оказать покровительство либо были бы обвинены в получении взятки.

Имеется и другие виды взаимоотношений, где определенно нет обоюдного обмена дарами. Мы видели, что родители дарят детям в семь раза больше подарков, чем сами приобретают от детей. Подобная асимметрия характерна кроме этого для взаимоотношений детей с дедушками и бабушками, тётями и дядями и по большому счету со всеми, кто имеет касательство к воспитанию либо опеке детей.

Исследователи различают два вида взаимоотношений: обменные отношения, в которых люди ожидают ответной помощи либо какого-либо другого вознаграждение, и общинные отношения, в которых люди не ожидают и не рассчитывают на вознаграждение, а заинтересованы в удовлетворении потребностей другого человека (Clark and Reis, 1988).

Отношения с детьми либо вторыми родными людьми возможно разглядывать как общинные. Они не предполагают обмена, если не считать заботу о старых родителях через много лет. 70 пожилых людей во всем мире всецело находятся на попечении собственных семей, не смотря на то, что в развитых государствах дети намного меньше поддерживают старых своих родителей.

Дамы больше мужчин включены в общинные и опекающие отношения, и это, быть может, есть проявлением более неспециализированных гендерных различий.

Принцип взаимности не соблюдается в отношении подарков преподавателям, докторам, работникам сферы одолжений либо нанятым рабочим, за исключением тех случаев, в то время, когда эти подарки рассматриваются как ответ на оказанные ранее услуги. В этом случае они подпадают под категорию обменных взаимоотношений.

7. Какое значение имеют подарки?

Преподнося презент, даритель постоянно передаёт определенное сообщение, высказывающее заботу либо привязанность к получателю. В то время, когда в соответствующих обстановках людямне дарят подарков — это верный символ неприятия. Принятие подарка кроме этого есть знаком ответных хороших эмоций либо, по крайней мере, принятия взаимоотношений.

Степень заботы либо привязанности передается ценой подарка, и упрочнениями, каковые человек затратил на выбор, приобретение либо оформление подарка. Презент может функционировать как напоминание о дарителе, например, к таким подаркам относятся фотографии либо драгоценности. Подарки смогут быть средством упрочнения взаимоотношений, к примеру, в случае если подарками являются полезные фамильные вещи либо другие предметы, с которыми связаны особенные истории.

Часто подарки смогут передавать фальшивое значение. Дэвис (Davis, 1992) приводит случай, случившийся с лордом на данный момент, шотландским аристократом, основавшим банкирский дом Барингов, в то время, когда тот пригласил Томаса Карлейля и его жену на Рождество. Господину Карлейлю в качестве подарка преподнесли составную картину-тайную, и это было очень кстати, потому, что эта головоломка была новым изобретением.

Но госпоже Карлейль подарили тёмное шелковое платье, которое было полностью неуместным, поскольку оно было бы обычным подарком для кухарки. Столь же неуместно дарить одежду излишне полному, не высокий либо старшему по возрасту человеку, потому, что это возможно воспринято им как оскорбление. То же самое возможно сообщить и о дезодоранте либо мази от веснушек.

Подарки смогут передавать сообщения другого рода, в то время, когда они подсказывают получателю новую область заинтересованностей либо новый вид занятий. К данной категории смогут быть отнесены, к примеру, теннисные ракетки, роликовые коньки, телескоп, компьютер либо книги, посвященные новому увлечению. Подобные подарки в большинстве случаев дарят детям.

Но они весьма не обожают, в то время, когда им дарят подарки, предназначенные для детей более младшего возраста.

8. Как деньги подходят в качестве подарка?

Считается, что деньги не весьма подходят в качестве подарка. Вебли и Уилсон (Webley and Wilson, 1989) просили студентов оценить приемлемость разных подарков различным людям. Согласно точки зрения опрошенных, деньги являются наименее уместным подарком. Причем это распространялось на все случаи, и особенно в случае если презент рекомендован человеку с более высоким статусом.

Считается неуместным расплачиваться деньгами с соседями за позаимствованные у них продукты либо за оказанную ими услугу (Webley and Lea, 1993). Опрос, совершённый среди голландских студентов школы бизнеса, продемонстрировал, что 41 из них вычисляют деньги неприемлемыми в качестве подарка и что они лучше относились к подарку и к дарителю, в то время, когда это был настоящий презент, а даритель предпринял кое-какие упрочнения, к примеру, дабы красиво упаковать его.

Презент в виде денег вычисляли безличным, а дарителя — ленивым. Деньги смогут быть приемлемыми в тех случаях, в то время, когда получатель сам молил о таком подарке либо в то время, когда он весьма испытывает недостаток в деньгах либо копит на какую-либо приобретение, либо в случае если даритель пользуется славой выбирать нехорошие подарки (Pieters and Robben, 1992).

Лишь 9 рождественских подарков в Миддлтауне и 7 в Виннипеге складывались из денег. Иначе, в Виннипеге принято дарить деньги на свадьбу, частично оплачивая свадебные затраты, что кроме этого распространено в Греции. Приводится большое количество объяснений, из-за чего деньги не подходят в качестве подарка.

К примеру, утверждают, что выбор в качестве подарка денег вероятно значит нежелание дарителя затратить определенные упрочнения для выбора подарка. Считается кроме этого, что деньги являются не сильный знаком взаимоотношений, что они имеют маленькое символическое значение, что они через чур правильны чтобы являться мерой любви, и т. д. Это последнее объяснение прекратило быть верным по окончании того, как показались подарочные купоны, каковые в один момент являются столь же правильными в стоимостном выражении, как и деньги, и практически столь же приемлемыми, как и простые подарки (Webley and Wilson, 1989). Было бы нелепо, если бы два человека дарили друг другу деньги, не смотря на то, что они смогут подарить друг другу подарки однообразной цене — это говорит о важности дополнительного, неэкономического значения подарка.

В случае если подарки — это в первую очередь символы любви либо уважения, то потому, что они не являются предметами для продажи, деньги не могут служить подходящим средством передачи данного сообщения.

9. Вправду ли подарки усиливают отношения?

Характер объяснения социальных совокупностей в социологии, начиная с Дюркгейма, сводится к тому, что эти совокупности делают функцию объединения общества, упрочнения взаимоотношений.

Высказываются и более храбрые догадки, к примеру, что подарки усиливают не сильный отношения (Cheal, 1988) и что три главных вида взаимоотношений особенно нуждаются в таковой помощи: отношения между супругами, между детьми и родителями и между остальными родственниками.

Другое объяснение того, из-за чего эти три упомянутых вида взаимоотношений значительно чаще подкрепляются подарками, дается с позиций социобиологии: подарки чаще дарят тем, кто ближе генетически, в частности родным и детям братьям/сестрам. После этого следуют другие родственники, не смотря на то, что жены кроме этого должны приобретать подарки, по причине того, что они участвуют в воспитании и рождении детей.

Дети приобретают намного больше, чем их родители, поскольку в течении долгого времени нуждаются в опеке и уходе. Это возможно было бы растолковать действием правил справедливости, добавленных в целях избегания распрей в семьи.

Еще одно объяснение распределению подарков пребывает в том, что мы дарим подарки тем, кого мы любим больше всего, к примеру супруге либо мужу. Такая симпатия может базироваться на генетических связях, на привязанности, сформировавшейся за совершённые совместно детские годы, либо на благоприятном опыте общения в более поздней жизни. Получение подарка интерпретируется как символ любви, и время от времени он таковым и есть.

Но приятели, кого мы в большинстве случаев весьма любим, приобретают незначительные либо символические подарки либо по большому счету не приобретают. Родные родственники приобретают подарки независимо от того, как на большом растоянии они живут, а также в случае если встречи с ними происходят нечасто, они все равно приобретают собственные подарки (Caplow, 1984), что свидетельствует в пользу социобиологического объяснения.

Иначе, мы видели, что практика дарения регулируется строгими правилами, каковые в значительной мере игнорируют настоящие эмоции. Эти правила являются столь строгими, что выбор подарков в семье есть совсем не необязательным — подарки должны восприниматься как спонтанное выражение любви, но они смогут таковыми и не быть.

Copyright 2012 © Элитариум (www.elitarium.ru).

Случайные записи:

Женские темы#9. Мужчины не дарят подарков — как это проработать? И другое


Еще немного статей: