Баба-яга. сказка для топ-менеджеров

      Комментарии к записи Баба-яга. сказка для топ-менеджеров отключены

Баба-яга. сказка для топ-менеджеровВы уверены, что в вашей сплоченной команде удачно распределены роли и грамотно выстроена коммуникация, на высоком уровне контроль и все в порядке с мотивацией? Анализ работы коллектива под управлением топ-менеджера Бабы-яги, совершённый Владимиром Токаревым в рубрике Пятничный менеджер издания E-xecutive, посоветует, как действенна ваша совокупность управления.

Русская народная сказка в обработке М. Булатова

Жили-были супруг с женой, и была у них дочка. Заболела супруга и погибла. Погоревал-погоревал мужик, да и женился на другой.
Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, лишь и думала, как бы совсем извести, погубить.

С первых строчков сказки ее создатель выносит на рассмотрение непростую проблему взаимоотношений родной дочери и мачехи. Неприятность так сложна, что мы переносим ее обсуждение на неизвестное будущее. Тем же, кто надумает разглядеть эту проблему раньше, советую применять одну из теорий мотивации — теорию справедливости, потому, что разумеется, что разделение любви отца на любовь к дочери и к новой жене с позиций новой жены не есть честным (она же и готовит, и ублажает мужа, а также воспитывает его дочь, как может, и очень многое др.).

Вот раз уехал папа куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубаху сшить.
А тетка эта была Баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, отправилась, да прежде зашла к собственной родной тетке.

"Наверное," создатель воображает в сказке широкий спектр теорий мотиваций. Тут обращение, несомненно, идет о теории ожиданий (ошибочно приписываемой Виктору Вруму, а не русскому народу — автору сказки про Бабу-ягу).

Напомню, что в соответствии с теорией ожиданий тот, кого мотивируют, ожидает определенного результата собственных действий (тут — нитки и доставку иголки мачехе) и вознаграждения (мачеха давала слово рубаху сшить девочке), и еще уровня вознаграждений (какого именно фасона будет рубаха, будет ли она достаточно актуальной либо нет, мы пока не знаем). Целый данный список ожиданий и мотивирует исполнителя.

Разумеется, что серьёзным в данной теории есть доверие исполнителя к тому, кто поручает задачу. При недостаточном уровне доверия ожидания исполнителя будут мелки и соответственно не будут достаточно прекрасно мотивировать последнего на активные действия.

Так, создатель сказки прямо показывает, что в теории ожиданий серьёзное значение имеет предыстория поручения (о чем в модели В. Врума ничего не говорится). Раз девочка отправилась за советом к собственной тете, значит, она не весьма доверяла собственной мачехе, потому, что своеобразную форму воспитания с ее стороны («била и ругала») она не смогла логично увязать с обещанным подарком — новой «модняцкой» рубахой.

— Здравствуй, тетушка!
— Здравствуй, родимая! Для чего пришла?
— Отправила меня мачеха к собственной сестре попросить нитку и иголку — желает мне рубаху сшить.
— Прекрасно, племянница, что ты прежде ко мне зашла, — говорит тетка. — Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет в том месте тебя березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да рукоплескать, тебя удерживать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца кинь; будет тебе кот глаза драть — ты ему мясца дай.
Поблагодарила девочка собственную тетку и отправилась.

Мы незаслуженно президента и правительство ругаем за то, что у нас поголовная коррупция. А тут, оказывается, умению давать взятки должностному лицу обучали в Киевской Руси с младенческих лет: если не с молоком матери, то «от тети к племяннице», в любом случае от поколения к поколению.

Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит Баба-яга, костяная нога — холст ткет.
— Здравствуй, тетушка! — говорит девочка.
— Здравствуй, племянница! — говорит Баба-яга. — Что тебе надобно?
— Меня мачеха отправила попросить у тебя ниточку и иголочку — мне рубаху сшить.
— Прекрасно, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и начала ткать.
А Баба-яга вышла из избушки и говорит собственной работнице:
— Я на данный момент дремать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да наблюдай хорошенько вымой: проснусь — съем ее!

Тут создатель сказки детально обрисовывает, как как раз начинается мотивация. Давайте за автором проследим данный ответственный для каждого топ-менеджера процесс.

Кое-какие исследователи, к примеру авторы известного книжки «Базы менеджмента» М. Мескон и другие, ошибочно считают, что на начальной стадии появляется потребность (к примеру, голод), она формирует побуждение (к примеру, представление, как этот голод утолить), а уже после этого совершаются действия к цели, достижение которой снабжает удовлетворение появившейся потребности (рис. 1).

Рис. 1. Модель процесса мотивации

На самом же деле, как направляться из текста сказки, руководит мотивацией извлекающий образ. А сам образ появляется под влиянием стимула. Само собой разумеется, в качестве стимула может выступать и потребность, но не только.

К примеру, если судить по дружелюбному беседе, Баба-яга на момент встречи с девочкой была не весьма голодная и уж точно не ожидала девочку в качестве собственного ужина.

А вот в то время, когда она ее такую аппетитную заметила (в качестве стимула тут выступила обстановка), у нее появился извлекающий образ хорошего нежданного ужина. Более того, она представила, как будет приятно слопать девочку не сходу, а предварительно пропарив ее в баньке (тут в качестве стимула для того чтобы еще более аппетитного извлекающего образа уже выступали внутренние слова про баньку, каковые Баба-яга произносила сперва про себя, а уже позже вслух собственной работнице, рис. 2).

Рис. 2. Модель извлекающих образов

Девочка услыхала эти слова — сидит ни жива, ни мертва. Как ушла Баба-яга, она начала просить работницу:
— Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! — И ей подарила платочек.

Да, скоро у нас осваивают умение давать взятки. Тетя не дала девочке подходящего отката для работницы Бабы-яги, но девочка уже сама осознала, как единственным образом возможно выжить у нас, и сообразила подарить работнице собственный платочек. Работница Бабы-яги, конечно же, обалдела от раскрывающихся возможностей применять собственный служебное положение в личных целях: вот так незаметно и показалась в Киевской Руси коррупция.

Работница баню топит, а Баба-яга проснулась, подошла к окну и задаёт вопросы:
— Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, дорогая?
— Тку, тетушка, тку, дорогая!

Давайте будем объективными: уровень качества менеджмента у Бабы-яги было на довольно приемлемом уровне. Смотрите, как она спланировала собственный ужин, как организовала его подготовку (делегировала задание пропарить девочку), наряду с этим контроль бизнес-процесса покинула за собой. Что касается мотивации собственных подчиненных, то об этом мы поболтаем ниже.

Баба-яга снова дремать легла, а девочка дала коту мясца и задаёт вопросы:
— Котик-братик, научи, как мне убежать из этого.

Смотрите-ка! Оказывается, у Бабы-яги целая команда экспертов. Надеюсь, создатель сказки предоставит нам возможность взглянуть, как слаженно эта команда трудится.

Девочка же раздаёт взятки чиновникам — как мы знаем, что лентяев у Бабы-яги отродясь не было, любой член ее команды делал какую-то ответственную функцию.

Кот говорит:
— Вон на столе лежит полотенце да гребешок, забери их и беги поскорее: не то Баба-яга съест! Будет за тобой гнаться Баба-яга — ты приложи ухо к почва. Как услышишь, что она близко, кинь гребешок — вырастет густой дремучий лес.

До тех пор пока она будет через лес продираться, ты на большом растоянии убежишь. А снова услышишь погоню — кинь полотенце: разольется широкая да глубокая река.

"Наверное," кот в команде Бабы-яги играл роль Аналитика Стратега (по Белбину) — ему для анализа было представлено два решения проблемы, что делать с девочкой — слопать либо спасти.

Тут, возможно, необходимо осуществить некое отступление, дабы не торопясь разобраться, какая как раз задача решалась в данной сказке.

По сути, создатель сказки воображает проект, инициированный сестрой Бабы-яги, целью которого было извести ненавистную данной сестре девочку. При таких условиях сестру Бабы-яги возможно смело разглядывать в этом проекте как участника временной команды, выступающей в роли Генератора идеи. Так как именно она придумала ответ, разрешающее так остроумно совладать с данной задачей: Баба-яга съест девочку, и никаких улик правонарушения не останется, и алиби будет, а также не появится подозрений, что она заказчица убийства, потому, что Бабя-яга съест без остатка и оплату за ответ указанной задачи.

Но перед командой Бабы-яги задача пара шире (что недооценила сестра Бабы-яги, у которой неприязнь к девочке затмила мозг). Дабы в среде (включая сказочную) оставались сильные, трудится закон естественного отбора. И потому не сильный Баба-яга пожирала, а сильные, как мы знаем из вторых сказок, выживают и выходят победителями, обогащенные опытом борьбы с нечистой силой.

Потому нет ничего необычного в том, что кот — серьёзный храбрец сказки, играющий роль Аналитика Стратега в команде Бабы-яги, сделав анализ обстановки, заметил, что предложенное сестрой Бабы-яги ответ не самое оптимальное. Оно не решает стратегическую задачу — создание условий со стороны нечистой силы по опробованию храбрецов сказки чтобы определиться, кому жить, а кого слопать.

В противном случае, что кот Бабы-яги кроме того помог девочке советом и материально — это также вписывается в ответ сказочной задачи — обеспечить сильным равные условия для борьбы. Потому кот, получив взятку и внёсши свою лепту девочке, по сути, не предал, как может показаться на первый взгляд, собственную хозяйку. Он просто решал более широкую задачу — обеспечение естественного отбора сказочных персонажей в условиях, где сильным в обязательном порядке дается шанс выжить.

Заметив, что девочка обладает современным оружием — давать верную мзду кому необходимо, он осознал, что перед нечистой силой хороший соперник — юный, но уже с наличием жизненного опыта выживания в Российской Федерации.

— Благодарю тебя, котик-братик! — говорит девочка.
Поблагодарила она кота, забрала полотенце и гребешок и побежала.
Ринулись на нее собаки, желали ее рвать, кусать — она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили.

Отметим хорошую реакцию девочки: она не стала уговаривать псов пощадить ее — сходу дала взятку, как видим, умение давать взятки у нее перешло в разряд привычных действий, где уже трудится бессознательное.

направляться отметить кроме этого, что взятка взятке рознь — это серьёзное дополнение автора сказки в теорию менеджмента. Псам девочка дала легко хлебца, дабы удовлетворить их естественную физиологическую потребность (по А. Маслоу, очевидно) в еде. А коту она отвалила кусок мясца. Вряд ли кот, как и собаки, был также весьма голодным — он же неизменно рядом с печкой.

И кусочек мяса, вероятнее, нужен был чтобы похвастаться ему перед псами, удовлетворив, так, более высокую потребность (по А. Маслоу) — в уважении со стороны сотрудников по команде.

Ворота заскрипели, желали было захлопнуться — а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.

Ворота, запирающиеся перед носом любого желающего убежать от Бабы-яги, игрались в ее команде роль Педанта, снабжающего доведение начатого (пускай и чёрного) дела до конца.

Березка зашумела, желала ей глаза выстегать — девочка ее ленточкой перевязала. Березка ее и пропустила.
Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.

Ну, понятное дело, в случае если задача березки в команде Бабы-яги — выстегивать глаза тем, кто смог прорваться через последнюю преграду — ворота, то подвязывать ленточкой березу — лишь создавать препятствия для исполнения ее функциональных обязанностей. Из-за чего береза дала согласие на это, определим чуть позднее.

А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает!
Проснулась Баба-яга и задаёт вопросы:
— Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, дорогая?
А кот ей в ответ:
— Тку, тетка, тку, дорогая!
Ринулась Баба-яга в избушку и видит — девочки нет, а кот сидит, ткет.
Принялась Баба-яга бить да ругать кота:
— Ах ты, ветхий плут! Ах ты, злодей! Для чего выпустил девчонку? Из-за чего глаза ей не выдрал?

Из-за чего лицо не поцарапал?
А кот ей в ответ:
— Я тебе столько лет помогаю, ты мне косточки обглоданной не кинула, а она мне мясца дала!

Как видим, кот не просто укоряет Бабу-ягу, а всем читателям сказки говорит, как для управления командой серьёзна верная мотивация, об этом нельзя забывать. Баба-яга же, как направляться из текста сказки, использовала административный стиль управления, а для управления собственной командой применяла неэффективную мотивацию, основанную только на принуждении и страхе.

Выбежала Баба-яга из избушки, накинулась на псов:
— Из-за чего девчонку не рвали, из-за чего не кусали?
Собаки ей говорят:
— Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не кинула, а она нам хлебца дала!
Подбежала Баба-яга к воротам:
— Из-за чего не скрипели, из-за чего не рукоплескали? Для чего девчонку со двора выпустили?
Ворота говорят:
— Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!

"Наверное," благодаря случившимся в сказке событиям в команде Бабы-яги сформировались новые правила — брать взятку для каждого участника команды стало рядовой нормой. (Напомним, что всю историю гостевания девочки у Бабы-яги возможно разглядывать как необычный нужный тренинг в экстремальных условиях: к его финишу умение давать взятки девочка доводит до полного автоматизма, а исполнение нужных действий под управлением бессознательного — это наивысший практический итог участника любого тренинга.)

Подскочила Баба-яга к березке:
— Из-за чего девчонке глаза не выстегала?
Березка ей отвечает:
— Я тебе столько лет помогаю, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!

Вероятнее, в то время, когда березка взяла ленточку, она удовлетворила потребность в самовыражении. Я уже отмечал выше, что повязывание веток березы — это понижение эффективности бизнес-процесса по удержанию беглецов.

Стала Баба-яга ругать работницу:
— Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Из-за чего ее выпустила?
Работница говорит:
— Я тебе столько лет помогаю — ни при каких обстоятельствах слова хорошего от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, прекрасно да нежно со мной говорила!

Тут работница подчеркивает ответственную социальную потребность в общении, удовлетворение которой в команде Бабы-яги не было приоритетом.

Покричала Баба-яга, пошумела, позже села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает…
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к почва и слышит: почва дрожит, трясется — Баба-яга гонится, и уж совсем близко…
Дотянулась девочка гребень и кинула через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да большой: корни у деревьев на три сажени под почву уходят, вершины облака подпирают.
Примчалась Баба-яга, начала грызть да разламывать лес. Она грызет да разламывает, а девочка дальше бежит.
Большое количество ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к почва и слышит: почва дрожит, трясется — Баба-яга гонится, уж совсем близко.
Забрала девочка полотенце и кинула через правое плечо. В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!
Подскочила Баба-яга к реке, от злобы зубами заскрипела — не имеет возможности через реку перебраться.
Воротилась она к себе, собрала собственных быков и погнала к реке:

Как видим, отсутствие налаженных коммуникаций — еще один недочёт в управлении командой Бабы-яги, ей самой было нужно возвращаться за быками. Вдумчивый читатель вскрикнет: «Но тогда же не было сотовой связи, как еще Бабе-яге связаться с быками?» Не было, но кто мешал Бабе-яге включить в собственную команду голубя? Он бы достаточно скоро обеспечил передачу задания быкам. Тут ответственная совет для начальников: «Формируя команду и набирая на каждую командную роль подходящего участника, помните о функциональных наличия ролей и необходимости полноты, дабы обеспечить успешное исполнение задания!»

— Выпивайте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!
Стали быки выпивать, а вода в реке не убывает.

"Наверное," быки в команде Бабы-яги играли роль Работников Команды (РК — по Белбину). РК отличается тем, что цели команды ставит выше собственных личных (взятки быки не брали), ну и некоей ограниченностью — какой же дурак будет выпивать воду из реки, это вам не неестественный пруд, у которого откачка воды ведет к уменьшению уровня воды в пруде.

Рассердилась Баба-яга, легла на берег, сама стала воду выпивать. Выпивала, выпивала, выпивала, выпивала, до тех пор выпивала, пока не лопнула.

Тут читатель, точно уже подружившийся с Бабой-ягой и осознающий, что Баба-яга в определенной степени нужна, потому, что делает функцию необычного санитара сказочной страны, расстроится — ему будет жалко злую бабушку. Не расстраивайтесь! По окончании того как Бабя-яга лопнула, ее кусочки разлетелись по самым различным русским народным сказкам, так что она не смотря на то, что и погибла, но скоро воскресла во множестве вторых народных сказок.

Более того, как мы знаем, что кроме того в каждом самом злом существе неизменно имеется кусочки хорошего. Исходя из этого из некоторых кусочков Бабы-яги показались хорошие бабы-ежки — они оказывают помощь храбрецам некоторых сказок победить зло во имя хороша.

А девочка тем временем знай бежит да бежит.
Вечером возвратился к себе папа и задаёт вопросы у жены:
— А где же моя дочка?
Баба говорит:
— Она к тетушке отправилась — иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.
Забеспокоился папа, желал было идти дочку искать, а дочка к себе прибежала, запыхалась, отдышаться не имеет возможности.
— Где ты была, дочка? — задаёт вопросы папа.
— Ах, батюшка! — отвечает девочка. — Меня мачеха отправляла к собственной сестре, а сестра ее — Баба-яга, костяная нога. Она меня съесть желала. Насилу я от нее убежала!
Как определил все это папа, рассердился он на злую бабу и выгнал ее нечистым помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да прекрасно.
Тут и сказке финиш.

Как видим, одна из важнейщих обстоятельств неприятностей Бабы-яги — это недочёты менеджмента в управлении ее командой.

Из этого нужный вывод для топ-менеджеров: создавая команду, удачно распределяя в ней роли между участниками, достигая доверия и высокой сплочённости в команды, помните, что команда обязана действенно управляться. Нужно обеспечение всех функций управления: не только планирования, принятия ответов, контроля и организации, но и коммуникации и мотивации.

Более того. Как видим, недочёт знаний в области менеджмента, в частности недочёт современных знаний о ходе мотивации, привел в сказке к необходимости давать взятки чиновникам. Если бы родная тетя девочки вместо советы собственной племяннице «совать взятки всем подряд» советовала бы применять научный менеджмент, сказка имела возможность развиваться совсем По другому сценарию.

Зная о том, что нами руководит извлекающий образ, что возможно стимулировать не только ситуацией и потребностью, но и словом, девочка имела возможность бы эти знания удачно применять в общении с Бабой-ягой. Она имела возможность бы поведать сестре собственной мачехи, что историю про ее путешествие к Бабе-яге за иголкой с ниткой создатель не так долго осталось ждать обрисует в собственной сказке.

И в случае если Баба-яга выступит в данной сказке умной бабушкой, не идущей для удовлетворения низменных потребностей на правонарушение, ее, Бабу-ягу, будут почитать как мудрую старая женщина многие годы. И образ умной и хорошей бабушки в голове у Бабы-яги имел возможность бы вытеснить образ вкусного ужина и привести к совсем вторым итогам ее последующих действий.

По-моему, все легко: прилежно изучайте современный менеджмент, и тогда у вас все окажется без взяток!
E-xecutive

Случайные записи:

Сказки У. 5. Баба Яга: Дембель


Еще немного статей: