Вера мухина: первая женщина-скульптор ссср

      Комментарии к записи Вера мухина: первая женщина-скульптор ссср отключены

Вера мухина: первая женщина-скульптор ссср

Тяжело представить, что Вера Мухина, чье творчество воплощало представление об совершенной советской скульптуре, взяла образование в Париже в мастерской известного живописца Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. А ведь как раз тогда и сформировалась её вежливая на европейской традиции манера, потом закаленная в советских реалиях под надзором кремлевского правительства.

Любовь к античности

Вера Мухина достаточно рано начала заниматься мастерством. Собственные первые уроки рисунка и живописи она взяла еще в юные годы. Позднее, по окончании переезда в Москву, она продолжила собственное обучение, а в возрасте 23 лет под влиянием собственного французского наставника Бурделя её выбор совсем пал на скульптуру. Как раз от Бурделя она унаследовала любовь к античности, которую высказывала в собственном творчестве.

Лишь в случае если её преподаватель делал упор на архаическом наследии Старой Греции с его искаженными пропорциями, грубоватой неэмоциональными лицами и лепкой формы-масками, то Мухину больше впечатлял эллинизм. Увлекало её и итальянское Восстановление, которое она смогла разглядеть, путешествуя по Апеннинскому полуострову. Любовь к красоте людской тела она почерпнула у греков, а внимание к личности переняла из ренессансной культуры.

Известные «колхозница и Рабочий», созданные Мухиной для советского павильона Бориса Иофана к Глобальной выставке в Париже 1937 года, замечательно иллюстрирует её пристрастия. Совершенные и вместе с тем весьма целеустремленные и волевые, они стали знаком молодого страны. Композиция «колхозница и Рабочий» во многом напоминает древнюю скульптуру «Тираноборцы», созданную Критием и Несиотом.

Равно как и два брата Гармодий и Аристогитон, свергнувшие тиранов — правителей Афин и провозгласившие народовластие, колхозница и рабочий своим жестом открывают дорогу новому социалистическому режиму, всем своим видом показывая, за кем будет будущее.

«Пролетарский кубизм»

Но не только древнее наследие являлось подпиткой для творчества Веры Мухиной. Пребывав в Париже в 1912-1914 годах, она появилась в центре культурной и творческой судьбе Европы. Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Марк Шагал, Кес ван Донген творили именно одвременно с этим. Мухина просто не могла не посещать выставки этих живописцев.

Влияние кубизма, первооткрывателем которого был Пикассо, легко найти во многих скульптурах Мухиной. броский пример – «Крестьянка», созданная в начале её творческой карьеры. Думается, что словно бы эта замечательная дама практически сварена из геометрических подробностей: её большие ноги, напоминающие параллелепипеды, цилиндрическая юбка, конусообразный платок – соединенные совместно раздельно отлитые части.

Либо второй пример – работа «Ветер», в которой на первый замысел выносится тема стихии, которая разламывает формы. Примечательно, что лицо девушки принципиально не проработано, что заставляет отыскать в памяти лишенных личных линия «Авиньонских женщин» Пикассо.

Кстати, оригинал «Крестьянки» на данный момент возможно заметить в Музеях Ватикана в Риме, в то время как в Третьяковской галерее выставлена только её медная копия.

«Рабочий делается личностью»

В конце собственной карьеры Вера Мухина стала больше уделять внимание персональным чертям моделей. Её поздние работы – это не представления и символы каких-либо абстрактных образов, а частные детали и конкретные черты. Сейчас вектор развития творчества направлен от общего к частному. Значительно чаще сейчас возможно встретить не пышущих здоровьем колхозников и крестьян, а портретные скульптуры определенных личностей эры.

В первой половине 30-ых годов XX века Мухина формирует портретный бюст архитектора С. Замкова. Большой лоб, перемещённые брови, волевой подбородок – черты не только настоящего человека, в этом произведении скульптор утверждает совершенный образ современника. Её «рабочий приобретает лицо». Не обращая внимания на камерность и маленький размер работы, она создаёт чувство громадного монументального монумента.

От этого жанра Мухина не отказывается, но реалистичную задачу увековечивания выдающейся личности она решает в необычном ключе, придавая образам нотки лиричности. Таковы ее монументы М. Неприятному и П. Чайковскому. Мы видим не столько масштаб и широту персоны, сколько его людскую сторону: гениальный автор предстает пожилым и опирающимся на трость, а великий композитор – наслаждающимся красивыми звуками музыки.

Малоизвестные таланты Мухиной

Не обращая внимания на то что Вера Мухина вошла в мировую историю искусств прежде всего как скульптор, она пробовала себя и в других видах мастерства, в первую очередь в декоративно-прикладной области. Вместе с знаменитым дизайнером Надеждой Ламановой она создала альбом «Мастерство в быту», в котором читателям предлагали выкройки несложной, но красивой одежды из подручных материалов.

К примеру, следуя рекомендациям живописцев из двух владимирских полотенец возможно было легко сшить кафтан. С подобными идеями они выступили на Глобальной выставке в Париже в 1925 году, представив костюмы в стиле а-ля рюс из самых простых материалов: сукна, бязи, полотна. Жюри оценило придумку русских живописцев, вручив им Гран-при.

Кроме этого, Мухина создала эскизы костюмов к последовательности театральных постановок по произведениям А. Блока, Софокла, Сема Бенелли, но они так и остались невоплощёнными в судьбу. Еще одним громадным увлечением Мухиной было стекло. Ей получалось создавать из этого сложного материала, не только утилитарные вещи (кстати, мысль формы гранёного стакана в собственности как раз ей), но и скульптуру, так она стала одним из первых мастеров художественного стеклоделия.

Случайные записи:

Вера Мухина. Испытание.


Еще немного статей: