Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus: «самая важной задачей отдела закупок компании есть достижение оптимальных стоимостей, другими словами минимизация собственных затрат компании при сохранении требуемого качества получаемых товаров либо одолжений»
Эти правила, подходы, методики касаются всех качеств функционирования компаний, не стала исключением и совокупность организации закупок (procurement). Об адаптации данной совокупности в русских реалиях изданию «Административный директор» (admdir.ru) поведал Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus.
Закупки смогут быть прямыми и непрямыми, в зависимости от того, будет купленный товар либо услуга употребляться для обеспечения собственного функционирования компании (непрямые закупки) или они станут продуктом, реализовываемым компанией (прямые закупки). самый типичный пример непрямых закупок – административные.
страх и Желание
Говоря о роли отдела закупок в компании, нужно подчернуть, что она может и обязана распространяться шире, чем легко техническое обеспечение и выбор поставщика своевременности поставок. самая важной задачей есть достижение оптимальных стоимостей, другими словами минимизация собственных затрат компании при сохранении требуемого качества получаемых товаров либо одолжений. Берясь за исполнение данной задачи, закупщик обязан осознавать, что поставщик, будь то потенциальный либо уже действующий агент, движим двумя фундаментальными чувствами – это страх и желание: желание получить от вас бизнес (стать вашим поставщиком), и ужас утратить (не взять) ваш бизнес.
На этих двух чувствах строится борьба. И фундаментальной миссией закупщика являются создание, стимулирование и поддержание борьбы между поставщиками.
При происхождении какой-либо потребности, вступая в начальные контакты с рынком, закупщик с первых шагов обязан функционировать, не забывая об данной миссии. С одной стороны, всеми силами мотивировать потенциальных партнеров в получении бизнеса от собственной компанией (иными словами, «реализовывать» им собственный бизнес), с другой – выдвигать требования и демонстрировать готовность к выбору того, кто самый полно эти требования выполнит.
Главные этапы закупок
В существующей методологии закупок принято выделять шесть главных этапов. Эта структура закупочного цикла не несет ноу-хау, а только отражает логичную последовательность действий. Выделяются следующие шаги: сбор данных и анализ затрат, маркетинговое исследование, сбор предложений, переговоры, заключение и обсуждение соглашения, управление отношениями.
Осуществляя анализ категорий собственных затрат, закупщик одновременно с этим планирует собственную деятельность и распределяет собственные ресурсы. Но эти категории смогут быть разны и, следовательно, будут потребовать ресурсов и дифференцированных подходов (трудозатрат). Существует инструмент, разрешающий структурировать собственный портфель категорий закупок.
Для данной цели создается совокупность координат, где горизонтальная шкала показывает размер затрат, а вертикальная – относительную сложность данной категории. Так называемая сложность категории возможно обусловлена факторами как внешними (степень развитости рынка этого вида товаров либо одолжений, количество потенциальных поставщиков, технологичность товара либо услуги, экономические факторы и т. п.), так и внутренними (риски для бизнеса, связанные со сменой поставщика в данной категории, имеющаяся внутренняя экспертиза по предмету, дешёвые ресурсы, своеобразные требования компании и т. д.).
Исходя из соотношения «размер затрат – сложность категории», поле делится на четыре квадрата, каковые в большинстве случаев обозначаются британскими терминами Acquisition (приобретение), Leverage (упрочнение), Critical (критический) и Strategic (стратегический). В зоне Acquisition находятся категории закупок, где в силу относительно маленького размера затрат большей их эффективности возможно добиться прежде всего за счет оптимизации процессов.
К примеру, внедрение онлайн-каталогов для заказа канцтоваров, консолидация заказов и, как следствие, понижение времени, затрачиваемого сотрудниками, может дать больший эффект, чем получение скидки от поставщика канцелярии. Категории закупок, попавшие в зону Leverage, – это именно поле для приложения закупщиком все возможных упрочнений с целью получения от поставщиков мельчайшей цены за требующиеся услуги либо товар.
Так как как раз тут затраты высоки, и скидка даст заметный эффект, а относительная несложность категории обуславливает наличие борьбы между поставщиками. Для категории Critical действия закупщика направлены скорее на минимизацию риска разрыва взаимоотношений с текущими поставщиками, поскольку, как и в зоне Acquisition, расход тут относительно небольшой, но вот процесс подбора нужного поставщика в силу относительной сложности категории возможно очень трудозатратен. В поле Strategic упрочнения направлены на поддержку и развитие тесных взаимоотношений с партнером, каковые являются для вашей компании, по сути, конкурентным преимуществом.
Тонкости запроса коммерческого предложения
Запрос коммерческого предложения – это инструмент, цель применения которого выходит за рамки получения информации о цене на интересующий товар либо услугу. Именно на стадии обработки вашего запроса поставщик мотивирован идти навстречу, дабы быть выбранным. Следовательно, на этом этапе он с большей готовностью поделится информацией, которую по окончании начала сотрудничества получить от него, быть может, будет сложнее.
Исходя из этого содержание запроса коммерческого предложения должно быть весьма шепетильно продумано.
Отправка поставщикам в рамках запроса предложения шаблонов для заполнения разрешает закупщику упростить сравнительный анализ взятых предложений. Но время от времени необходимо дать возможность поставщику выйти за рамки заданного шаблона, указать на вероятные другие ответы или упомянуть о какой-то инновации, которая не покрывалась запросом.
Обратная сообщение
Принципиально важно не пренебрегать отправкой конструктивных отзывов поставщикам, чье предложение было отклонено. Это разрешит им сделать работу над неточностями и частично послужит увеличению их конкурентоспособности в будущем, в чем, в конечном счете, заинтересованы все.
Отношения с внутренним клиентом
Иногда появляется вопрос, чем отличается работа в непрямых закупках и прямых. В случае если в прямых закупках, главным объектом которых помогают товар, сырье, материалы, главная часть усилий закупщика лежит в области его взаимоотношений с поставщиками, то в непрямых закупках, каковые довольно часто нестандартны и где большую часть занимают услуги, громаднейшую сложность приводит к выстраиванию взаимоотношений с внутренним клиентом. согласие и Взаимопонимание между будущим потребителем и закупщиком одолжений либо товаров, достигнутое не только при составлении тендерного задания либо выработке параметров выбора поставщика, но и при планировании общения и анализе расходов с поставщиками, являются залогом эффективности и качества закупок.
Андрей Васюков, менеджер по закупкам компании Roche Diagnostics Rus специально для издания «Административный директор»
www.admdir.ru
Случайные записи:
Что должен уметь менеджер по закупкам?
Еще немного статей:
-
Традиции выкупа невесты: современный сценарий и плакаты
Выкуп невесты перед бракосочетанием один из самых броских и увлекательных моментов свадьбы. Во многих государствах мира эта традиция поддерживается уже…
-
Основы современного воспитания детей
Жизнь идет своим чередом все изменяется, прогресс на месте не следует, а шагает весьма скоро. Но неизменно имеется темы и такие вопросы, каковые для…