Техники рефлексивного слушания

      Комментарии к записи Техники рефлексивного слушания отключены

Техники рефлексивного слушания

Фундаментальное правило межличностных коммуникаций гласит: суть сообщения, раскодированный получателем, ни при каких обстоятельствах точно не соответствует смыслу, заложенному в это сообщение отправителем.

Иллюстрируя это правило, Иствуд Атватер говорит про изучение, совершённое выпускниками одного из американских университетов. Это изучение распознало громадное несоответствие в это же время, что доктора имели в виду, говоря с больными, и тем, что последние услышали. Слова доктора «Вам будет практически не больно» были истолкованы в широком диапазоне — от щемящей боли до легкого неудобства. Помимо этого, 22 больных заявили, что для них эти слова означали «весьма больно».

Более того, фраза «Вас не так долго осталось ждать выпишут к себе» для приблизительно пациентов и половины врачей означала «через два-три дня», в то время как остальные больные осознали эту фразу как «на следующий день», причем больных, положивших в сообщение таковой суть, оказалось втрое больше, чем докторов.

Вывод, к которому пришли авторы исследования, пребывал в следующем: дабы больные лучше осознавали, что имеют в виду доктора, им нужно деятельно задавать вопросы и переспрашивать. Как раз такую манеру слушать Иствуд Атватер назвал рефлексивным слушанием.

Рефлексивное слушание пребывает в у становлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только пристально слушает, но и информирует говорящему, как он его осознал. Говорящий оценивает это познание и при необходимости вносит поправки в собственный рассказ, стремясь добиться более правильного понимания слушателем.

Обстоятельства непонимания

Каковы же обстоятельства, по которым отечественное познание выясняется неточным?

1. Первая обстоятельство непонимания — многозначность большинства слов.

В высказывании: «Он злит меня тем, что все время свистит» слово «свист» может обозначать своеобразный высокочастотный звук, но может употребляться и в смысле «обманывает». Восклицание: «Какая органика!» в устах режиссера свидетельствует похвалу игры актера, а в устах психолога — комплекс признаков, говорящих о наличии органического поражения головного мозга.

Исходя из этого время от времени не редкость тяжело установить, что именно имел в виду тот, кто применял это слово, не зная его конкретного значения для самого говорящего. Обстоятельство кроется в том, что конкретное значение слова появляется в голове говорящего, но не содержится в самом этом слове.

Помимо этого, значение слова может изменяться в зависимости от контекста, в котором оно произносится: «Мне не по себе», к примеру, вероятно значит и нарушение желудка, и душевный неудобство, в зависимости от того, о чем шла обращение до этого.

В случае если для уточнения значения употребляемых слов мы применим техники рефлексивного слушания, к примеру, спросим его: «Что конкретно вы имеете в виду, говоря это?», наверное, говорящий постарается выразить собственную идея вторыми, более понятными нам словами.

2. Вторая обстоятельство неточного понимания — в том, что говорящий намеренно вносит искажение в исходный суть сообщения. В то время, когда мы информируем друг другу отечественные идеи, установки, эмоции, оценки, то, дабы кого-нибудь не обидеть либо не предстать в глазах собеседника в плохом свете, мы шепетильно подбираем слова. Время от времени мы что-то преувеличиваем либо преуменьшаем, довольно часто используем многозначные выражения.

Не меньше ухищрений предпринимается людьми, каковые пробуют завоевать сочувствие и симпатию слушателя, говоря ему про недопустимое поведение какого-либо плохого человека. К примеру, высказывание: «Мой сосед — дебил», вероятнее, не обозначает клинический диагноз, а показывает, что отечественный собеседник злится на собственного соседа. Для обнаружения заложенного в непонятном сообщении смысла слушающий кроме этого может применять обратную сообщение.

3. Третий источник затруднений — трудность открытого самовыражения. Это указывает, что из-за потребности и принятых условностей в одобрении люди довольно часто начинают собственный изложение с маленького вступления, из которого еще не видно их намерений. Хотя поболтать о чем-то ответственном, человек может начать «издали», с какой-либо неприятности, которая в действительности не есть его основной заботой.

Он как бы пробует воду, перед тем как погружаться в темы с громадным эмоциональным зарядом. Чем меньше у него уверенности в себе, тем больше он ходит вокруг да около, перед тем как перейти к главному. Лишь по мере того как он начинает ощущать себя в безопасности и видит, что его знают, он раскрывает собственные более глубокие переживания.

Исходя из этого демонстрация того, что вы его осознаёте, окажет помощь ему скорее перейти к главному.

4. Наконец, четвертый источник затруднений пребывает в субъективных смыслах слушающего. У каждого человека за время судьбы накапливается огромное количество неповторимых ассоциаций, которые связаны с разными словами. Кое-какие слова у нас приводят к негативным воспоминаниям, задевают за больное, тогда как говорящий не вкладывал в них негативного смысла.

К примеру, человек, содержащий дома любимую собаку, по-второму отнесется к высказыванию «Он ведет себя, как собака», нежели человек, сравнительно не так давно искусанный бродячей собакой. Контролируя, верно ли мы осознали суть услышанного, мы можем преодолеть негативное влияние отечественных личных ассоциаций на точность восприятия.

Все это говорит о необходимости мочь слушать рефлексивно, другими словами расшифровывать суть сообщений, узнать их настоящее значение.

Контролируя правильность понимания, мы в один момент даем говорящему знать, что для нас принципиально важно то, что он информирует. Тем самым мы более деятельно поощряем его к тому, дабы он продолжал собственный рассказ. Рефлексивно слушающий собеседник уверяет говорящего, что все сказанное он осознал правильно.

Он как бы информирует говорящему: «Я принимаю вас, я желаю осознать ваш опыт, ваши эмоции и особенно ваши потребности».

Любому человеку приятно, в то время, когда его знают. Мы безотчетно испытываем симпатию к тем, кто не осуждает нас, а, наоборот, относится к нам с пониманием. Исходя из этого, применяя рефлексивное слушание, мы можем оказывать определенное влияние на отношения, каковые складываются у нас с собеседником.

Техники рефлексивного слушания

Все нижеперечисленные техники объединяет направленность на одновременное ответ трех главных задач:

Контролировать правильность высказываний и своего понимания слов говорящего.
Не руководить темой беседы, а поддержать спонтанный речевой поток говорящего, оказать помощь ему «разговориться», сказать не о том, что представляется ответственным и увлекательным нам, а о том, что вычисляет ответственным он.
Не только быть заинтересованным слушателем, но и разрешить собеседнику почувствовать эту заинтересованность.
1. Непонимание. Первая техника, направленная на улучшение согласия, выглядит на первый взгляд парадоксально: это демонстрация непонимания. Не редкость полезно : «Я не осознаю, что вы имеете в виду».

Наряду с этим принципиально важно, дабы слушающий проявлял готовность ожидать более правильной передачи всего сообщения, сохраняя «нейтралитет» и не высказывая раздражения либо неудовольствия.

В то время, когда, выслушивая собеседника, мы его не хорошо понимаем, мы можем честно и прямо об этом сообщить. Принцип, которым руководствуются при применении данной техники, несложен: в случае если чего-то не осознаёшь — сообщи об этом. Многие люди стесняются сказать о том, что они чего-то не осознали. Довольно часто источником таких опасений являются воспоминания об учебе в школе.

Взрослый человек, живущий с таким детским ответом, будет, вероятнее, стремиться скрыть от окружающих, что он чего-то не осознаёт. Он будет додумывать, делать умный вид, серьёзно кивать и тем самым вводить собеседника в заблуждение. Не смотря на то, что, в случае если собеседник заинтересован в том, дабы быть осознанным, он, столкнувшись с непониманием, вероятнее, приложил бы упрочнения к тому, дабы его осознали верно.

2. Отражение (эхо). Отражение — это повторение слов либо фраз собеседника. В большинстве случаев оно имеет форму дословного повторения либо повторения с малыми трансформациями.Применение данной техники очень обширно распространено в психотерапевтической и консультационной практике.

Одним из апологетов данной техники был Карл Роджерс.

В случае если говорящий пробует выразить не совсем ясные для себя вещи и приобретает отражение (повторение) собственных слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания, не вводит в него дополнительную смысловую нагрузку от себя, то для говорящего делается яснее то, что он старался выразить.

Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что, согласно его точке зрения, есть центральным ядром фрагмента, его цитирующим началом, будь то выраженное чувство либо какая-либо мысль. Наряду с этим возможно поменять вспомогательные либо несущественные слова, выступающие в высказывании, но все главные слова, несущие смысловую либо эмоциональную нагрузку, должны быть повторены совершенно верно. Наиболее значимым моментом адекватного отражения есть отсутствие в нем искажений восприятия, каковые смогут быть допущены слушателем.

Отражение не следует использовать через чур довольно часто, дабы у партнера не сложилось чувство, что его передразнивают. Эта техника самый уместна в тех обстановках, где суть высказываний собеседника был не в полной мере ясным либо где его высказывания несут эмоциональную нагрузку.

3. Перефразирование (парафраза). Перефразировать — значит сформулировать ту же идея в противном случае. В беседе парафраза пребывает в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего.

Цель перефразирования — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Перефразирование, как ни необычно, полезно как раз тогда, в то время, когда обращение собеседника думается нам понятной.

Выполнение данной техники возможно начать следующими словами:

— «Как я осознал вас, вы вычисляете, что…»;
— «Как я осознаю, вы рассказываете о том, что…»;
— «По вашему точке зрения…»;
— «Вы имеете возможность исправить меня, в случае если я ошибаюсь, но…»;
— «Иначе говоря вы вычисляете…»;
— «Верно ли я осознаю?»

При перефразировании принципиально важно выбирать лишь значительные, главные моменты сообщения, в противном случае ответ вместо уточнения понимания может стать обстоятельством путаницы.

4. Резюмирование. Резюмирование — это техника переформулирования, благодаря которой подводят результат не отдельной фразы, а большой части рассказа либо всего беседы в целом. Главное правило формулировки резюме пребывает в том, что оно должно быть предельно несложным и понятным.

Эта техника в полной мере применима в продолжительных беседах, где она оказывает помощь выстроить фрагменты беседы в смысловое единство. Она дает слушающему уверенность в правильном восприятии сообщения говорящего и в один момент оказывает помощь говорящему осознать, как прекрасно ему удалось передать собственные мысли.

Вступительными фразами смогут быть, к примеру, такие:

— «Я пристально вас выслушал(а). Разрешите мне проверить, верно ли я вас осознал(а)…» (либо: «Вот, как я осознал(а), что с вами случилось…»);
— «В случае если сейчас подытожить сообщённое вами, то…»;
— «Из вашего рассказа я сделал(а) следующие выводы…»

Потом вы практически в двух-трех фразах пересказываете вашему партнеру то, что он говорил вам в течение пяти—десяти мин.. Наряду с этим вы отмечаете главные моменты его истории, но подбираете для этого самую лаконичную форму.

Резюмирование может оказаться действенным и в случаях, в то время, когда собеседник «ходит по кругу», возвращается к уже сообщённому. Такое поведение рассказчика довольно часто связано с тем, что он опасается, что его не осознали либо осознали неправильно. Формулируя правильное резюме, вы показываете, как вы осознали уже услышанную часть истории собеседника, и тем самым «подводите линии».

На протяжении переговоров и совещаний долгое обсуждение какого-нибудь вопроса может чрезмерно осложниться либо кроме того зайти в тупик. Резюмирующие заявления окажут помощь обсуждающим не тратить большое количество времени, реагируя на поверхностные, отвлекающие реплики собеседников, отвлекаясь от дискуссии содержания самой неприятности.

5. Прояснение. В случае если прошлые техники рефлексивного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе, привести примеры либо остановиться на чем-то подробнее. Эту технику рефлексивного слушания возможно назвать прояснение (либо выяснение).

Прояснение — это обращение к говорящему за уточнениями, дабы слушающий правильнее осознал, о чем идет обращение.

Чтобы получить дополнительные факты либо уточнить суть отдельных высказываний, слушающий может сообщить приблизительно следующее:

— «Не повторите ли вы еще раз?»;
— «Что вы имеете в виду?»

Такие реплики призывают человека сделать уточнение по поводу того, о чем он только что говорил. В случае если же вы осознали неспециализированный суть высказывания, но нуждаетесь в дополнительных подробностях для прояснения обстановки, вы имеете возможность обратиться к говорящему с прямой просьбой увеличить ответ:

— «Не объясните ли вы поподробнее?»;
— «Возможно, вы что-нибудь добавите?..»;
— «Не могли бы вы развить вашу идея?..»;
— «Что произошло позже?..»

Такая просьба возможно ретроспективной, другими словами возвращать вашего собеседника к теме, которая раздалась ранее, но не была достаточно раскрыта: «Вы говорили, что… Вы имели возможность бы поведать об этом подробнее?»

***

На первый взгляд советы по рефлексивному слушанию смогут показаться обманчиво несложными, но когда ими начинают пользоваться, оказывается, что верно применять их не так-то легко. Сначала предлагаемые техники смогут показаться неудобными, неестественными, неестественными. Со временем, по мере их регулярного применения в практике, вы накопите нужный опыт и обучитесь слушать рефлексивно несложным и естественным образом.

Применение техник осознающего слушания занимает большое количество времени, но дает большие преимущества, потому, что мы принимаем рациональное высказывание неточно чаще, чем думается.

Создатель: Николай Николаевич Bacильeв
Источник: Элитариум: Центр дистанционного образования

Случайные записи:

Активное слушание (Метод \


Еще немного статей:

  • Техника в подарок: лучшие идеи

    Современный дом уже просто не может обойтись без обилия разной бытовой техники, которая есть верным ассистентом в быту. Холодильники, чайники, кофеварки,…

  • Подарки своими руками в технике квиллинг

    Вспоминая о выборе подарка на сутки рождения либо второй праздник, многие желают поразить виновника торжества чем-то уникальным. Так из-за чего бы не…