Многие искусствоведы в мире на сегодня вычисляют Наталью Гончарову одной из самых значимых художниц XX века. Приходясь известной тезке, жене Александра Пушкина, правнучатой племянницей, она происходила из древнего дворянского рода, что совсем не помешало стать ей одной из самых первых дам-авангардисток.
Обвинения в порнографии
Собственный творческий путь Гончарова начала свободным слушателем в Столичном училище живописи, зодчества и ваяния, собираясь связать собственную жизнь с мастерством. Первоначально она занималась скульптурой, но по окончании важного знакомства с живописцем, потом своим будущим мужем Михаилом Ларионовым, обратилась к живописи.
Как раз под его влиянием Гончарова начала участвовать в громких и скандальных выставках, на которых перспективные гениальные авторы пробовали реформировать, переиначивать мастерство, а время от времени и дурачить публику. Ее первая персональная выставка в 1910 году закрылась всего по окончании одного дня работы. Предлогом послужило обвинение Гончаровой в распространении порнографии.
Полиция арестовала две работы художницы — «Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии», посчитав их чересчур «соблазнительными». Такое обвинение против художественных произведений было выдвинуто в первый раз за историю Русского страны, поскольку творчество в большинстве случаев оставалось неприкосновенным. Из-за чего подобная обстановка появилась как раз в отношении Ларионовой, до сих пор досконально неизвестно.
Кое-какие исследователи принимают к сведенью тот факт, что обнаженная натура, публично выставленная в публичном пространстве, принадлежала кисти дамы, которой подобало бы вести себя более робко. Позднее суд оправдал Гончарову и вернул ей работы, но ее «взаимоотношения» с властями на этом не закончились. Двумя годами позднее на выставке «Ослиный хвост», организованной вместе с Ларионовым, художница показывала цикл работ «Евангелисты», что не устроил церковь, выступившей против.
Пара картин кроме того были конфискованы, поскольку они противоречили классическому изображению святых, основываясь на авангардистских практиках. Однако, суд постоянно решал в пользу Гончаровой.
Сторонница «классического авангарда»
внимание «и» Такое отношение Священного Синода к творчеству Натальи Гончаровой возможно назвать более, чем необыкновенным. По сравнению со собственными сотрудниками-живописцами, ее работы носили наименее провокационный темперамент. В 1910-х годах она «вращалась» в кругах русских футуристов, среди которых стоит назвать имена Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского.
Творчество художников и писателей, именовавших себя футуристами, отличалось вызывающим характером и включало в себя все сферы мастерства, впредь до подчинения этим идеям собственного образа судьбы. В числе задач, каковые футуристы ставили перед собой, к примеру, было создание нового революционного мастерства на обломках консервативного ветхого.
Они пересмотрели многие устоявшиеся взоры на обычные вещи, «извлекая» на поверхность то, на что раньше практически совсем не обращали внимание, облекая это в такие авангардные формы, каковые были незнакомы пуристическому хорошему русскому мастерству. Гончарова поддерживала их начинания, участвуя вместе с Ларионовом в скандальных художественных акциях, таких как съемки полуобнаженной в противоречивых фильмах-манифестах либо шествие по улицам Москвы с раскрашенным многоцветными красками лицом, организованные футуристами.
Но не обращая внимания на то, что ее жизнь была «пропитана» бунтарским духом, в мастерстве она обращалась больше к классическим приемам, трактуя их в собственной манере. Основа русской живописи всегда была иконопись, и Гончарова, само собой разумеется, черпала оттуда воодушевление.
Вторым главным увлечением художницы было народное творчество и особенно лубок, воображающий собой печатные графические страницы с простой и весьма чопорно выполненной картиной на актуальный сюжет, значительно чаще развлекательного характера. Соединив два этих интереса и добавив от себя профессиональное чутьё и оригинальное видение живописца, Гончарова создавала неповторимые произведения, идеальные не только по художественным качествам и необычные идейно, вместе с тем наполненные неординарным лиризмом, наивностью и яркостью, практически «вдыхая» при помощи красок и кистей в них жизнь.
Создательница лучизма
Поиском собственной манеры Наталья Гончарова занималась практически всю жизнь. в течении всей карьеры художница работала во многих направлениях и техниках. Начинала она со скульптуры, позднее продолжив собственные художественные испытания уже на поле живописи, обратившись к импрессионизму, для которого характерно запечатление мимолетных состояний внешней среды.
На примере развития творчества Гончаровой практически возможно изучать разнообразие художественных течений, каковые во множестве стали появляться в двадцатом веке. Она увлекалась кубизмом, чьим флагманом был Пабло Пикассо, экспрессионизмом, высказывая собственные эмоции на холсте в крайних гиперболических формах, фовизмом, с его броскими весёлыми красками, примитивизмом, упрощая картину так, что казалось ее рисовал ребенок.
Но самым главным направлением стал для нее лучизм, что она изобрела вместе с Михаилом Ларионовым. В соответствии с теории этого течения, мы принимаем не сам предмет, а множество лучей источника света, отраженных от определенного предмета. Соответственно, на картине нужно изображать эти самые лучи – фундамент всех окружающих нас вещей, – так мы приблизимся к изображению самой сущности внешнего мира.
Другими словами живописец минует «подготовительный» предметный ход и переходит конкретно к самому главному – отечественному измерению, складывающемуся из множества многоцветных лучей. К сожалению, громадного количества приверженцев лучизм не отыскал, отчего Гончарова скоро покинула и его, покинув броский след в истории искусств.