Череду летних праздничных дней, в народе известных как Спасы, замыкает Хлебный Спас. Отмечают его 16 августа по старому стилю, соответственно, 29 августа — по новому. Данный праздник есть попразднством Успения Богородице .
В церковном календаре Хлебному Спасу соответствует праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа отечественного Иисуса Христа (произошло это событие в первой половине 40-ых годов десятого века). По преданию, Нерукотворный образ отпечатался на полотне, которым Христос утер лицо. Кроме этого в данный сутки почитают мученика Диомида доктора, которому молятся при недугах и различных болезнях, и Феодоровскую икону Богоматери.
В любой из трех Спасов принято освящать определенный продукт, что по окончании освящения делается главным блюдом этого дня. В Медовый Спас это мед, в Яблочный — другие плоды и яблоки. А в Хлебный Спас принято выпекать хлеб из нового урожая и, конечно, освящать его, а позже подавать на стол.
В народе об этом празднике говорят так: «Третий Спас хлеба припас». Его вычисляют днем, в то время, когда необходимо благодарить Господа за хлеб насущный.
Кроме этого данный праздник именуют Ореховым Спасом (либо орешным), по причине того, что к этому дню созревает лещина (лесные орехи). С этого дня разрешалось затевать сбор урожая лещины в лесах. Исходя из этого не считая хлеба из нового урожая, на стол принято кроме этого подавать разные блюда с орехами.
Кстати, считалось, что хороший урожай на орехи предвещает богатый урожай хлеба в будущем году.
Еще данный праздник известен под заглавиями Холщовый Спас, Спас на холстах либо Спас на полотне, по причине того, что в данный сутки принято торговать холстами и полотнами. Самой известной считалась ярмарка, проходившая в селе Зеленые Горы (Нижегородский уезд), с ней кроме того связана поговорка: «Первый Спас — на воде стоят, Второй Спас — яблоки едят, Третий Спас — на зеленых горах холсты реализовывают».
Хлебный Спас — это сутки подготовки к завершению летних полевых работ, исходя из этого его не празднуют с таким размахом, как два прошлых. Крестьянам не до гуляний: необходимо завершить все летние работы в поле, пока не пошли дожди. Но ярмарки в данный сутки устраивались, причем считалось, что торговля будет очень благоприятной.
Перед Хлебным Спасом, 28 августа, заканчивают убирать урожай и сеют озимые хлеба. В народе данный праздник именуют Дожинки (Досевки), в церковном календаре Дожинкам соответствует Успение Богоматери . Но в некоторых местах дожинки и досевки были приурочены не к Успению, а к Третьему Спасу.
Посевки озимой ржи были целым обрядом. Утром совершали неспециализированную домашнюю молитву, по окончании которой жены провожали мужей на поле с хлебом-солью. Наряду с этим необходимо было уложить на телегу три снопа, а уже сверху клали мешки с рожью, предназначенной для посева. По приезде на поле засевальщиков встречали парни с пирогом с гречневой кашей.
Данный пирог всей семьей съедали по окончании посева озимых.
На Хлебный Спас принято примечать отлет птиц, в особенности ласточек и журавлей. Но ласточки отлетают во все три Спаса (в первоначальный раз их отлет замечали еще в Медовый Спас), исходя из этого особенное внимание уделяют журавлям. Считается, что в случае если к Третьему Спасу отлетит журавль, то на праздник Покрова Богоматери (14 октября) погода будет морозной, что ознаменует раннее начало зимы.
Еще в данный сутки святили новые колодцы, чистили целебные источники к осени, выпивали подземную водицу, и обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое времечко. Третий Спас — это сутки окончательного прощания с летом. И не смотря на то, что по официальному календарю 29 августа — все еще лето, по народному календарю сейчас осень уже в разгаре.
Случайные записи:
Хлебный Спас!
Еще немного статей:
-
Август — это период трех православных праздничных дней, связующих целый Успенский пост. В народе эти праздничные дни именуются Спасами. Первым…
-
В августе православные христиане отмечают три праздника — три Спаса. Они названы так, по причине того, что любой из праздничных дней посвящен прекрасным…