Гончар в поисках опоры

      Комментарии к записи Гончар в поисках опоры отключены

Гончар в поисках опоры

«Гончар» в конце 1990?х годов вышел на массовый рынок, но выжить на нем выяснилось непросто: все посильнее давит ценой Китай, в котором число керамических производств исчисляется тысячами. До тех пор пока ценовую борьбу псковичи с большим трудом, но побеждают. Большой плюс – залежи прекрасной глины на протяжении берегов реки Черехи, каковые триста лет назад побудили обитателей деревни освоить гончарный круг.

Сейчас главный пользователь глины – кирпичный завод, что делится сырьем с «Гончаром», что разрешает последнему существенно сократить затраты на производство. «Карьер из этого всего в пяти километрах. Цена сырья – около 500 рублей за тонну, либо 50 копеек за килограмм. В месяц предприятию требуется порядка 50?60 тысячь киллограм.

Это мизер если сравнивать с количествами, каковые потребляет „Псковкирпич“», – говорит директор.

Сырьевые запасы в ближайшие десятилетия, согласно расчетам экспертов, не иссякнут. А вот время действия другого фактора, повышающего конкурентоспособность продукции предприятия, подходит к концу. Имеются в виду низкие кроме того для небогатой Псковщины заработной плата сотрудников – порядка 9 тыс. рублей в месяц.

До тех пор пока неприятностей с кадрами у предприятия нет, но, учитывая оживление экономической судьбе региона, не сейчас на следующий день они смогут появиться.

«Отечественный завод относится к фирмам народных художественных промыслов. Таких в стране всего восемнадцать. Статус дает ощутимые преимущества: государство субсидирует из бюджета до 90 затрат на электричество, а с этого года еще введено субсидирование затрат на газ.

Для энергоемкого керамического производства это крайне важное подспорье», – поясняет Александр Моисеев.

Особенный статус взять непросто. Процесс согласований требует времени: статус изделия большого художественного преимущества подтверждается сперва на уровне области. После этого – на федеральном, в Минпромэнерго.

Эту процедуру прошел фактически целый ассортимент «Гончара» – более 200 наименований продукции.

В отыскивании опоры

Источник:


Псковские кентавры

Если доверять археологам, особенный стиль псковских гончаров зародился приблизительно в XV-XVI столетиях. В те годы город, выросший на берегах рек Псковы и Великой, деятельно застраивался, в моду вошли изразцовые печи. Для их покрытия изготавливалась необычная, с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с изображениями птиц, кентавров, барсов, людских фигур. Таких диковинных животных не встретишь на керамических изделиях вторых русских центров гончарного мастерства.

Неспешно ремесло распространилось за пределы посада, в ближайшие сёла – Лопатино, Яблонец, Луковки. Деревенские гончары стали делать более транспортабельный товар для продажи на псковском рынке – игрушки и глиняную посуду. Особых игрушечных промыслов на Псковщине не было, игрушки были сопутствующим продуктом, однако им свойственно стилевое своеобразие.

Свистульки в виде наездников, коней, птиц, баранов, коров покрывались глазурью либо однотонным зеленым, бесцветным, желтым, коричневым поливом. Не так нарядно, как в Дымково, но с изделиями мастеров вторых губерний не спутаешь.

Завод «Псковский гончар» был выстроен в советское время именно на месте деревни Луковки. Мастера «Псковского гончара» владеют всеми приемами собственных предшественников. Не только посуда, но и керамические колокола, вазы, панно, куклы в костюмах различных эр производятся по тем же разработкам, что и два-три века назад.

«Отысканы архивные источники, подтверждающие, что отечественному промыслу более трехсот лет, и на отечественном предприятии имеется потомки тех семейств, каковые много поколений занимались этим ремеслом. Да и по сей день оно передается по наследству. К примеру, двое отечественных молодых живописцев – из семьи мастеров, каковые всю жизнь проработали на заводе», – говорит основной живописец завода Валентина Дементьева.

Не сувениром единым

В мастерской живописцев на втором этаже производственного корпуса, возможно, и обитает душа предприятия. Пятеро мастеров, трое из которых трудятся на заводе с момента его основания, с 1966 года, решают сложную задачу – как увязать прихотливый современный спрос с вековыми традициями псковских горшечников. Тут же выполняются авторские работы и штучные заказы.

Но «сувенирка» образовывает только 10?15 производимой предприятием продукции – такова уж структура сегодняшнего спроса. Туристов, с радостью берущих кружки и свистульки с местной исторической символикой, в Пскове мало, а мода на сервизы в стеклянных горках, подогревавшая интерес к изделиям завода среди псковичей, в далеком прошлом в прошлом. Сейчас в фаворе практичность и функциональность.

Следуя требованиям времени, завод был должен переориентироваться на выпуск довольно недорогой качественной посуды для повседневного пользования.

Главное производство, сосредоточенное в маленьких кирпичных двухэтажках, отнюдь не штучное – поточное. Глина, поступающая с карьера, размалывается в громадных барабанах, В том же направлении заливается вода, в итоге получается липкая однородная суспензия – шликер. В барабанах шликер обезвоживается и выходит на свет в виде коржей, из которых формируется однородная масса.

Девять из десяти изделий – формовочные. Большая часть формовочного оборудования изготавливается на предприятии собственными силами. «Зарубежные станки стоят дорого, если бы мы их брали, отечественные горшочки стоили бы как золотые», – поясняют мастера.

Во всю длину производственного корпуса растянулась огромная печь для обжига. По обе стороны печи выстроены в ряд заготовки для горшочков различных размеров, готовые к двойному обжигу. По окончании первого обжига изделия покупают красноватый цвет и механическую прочность. Бледные крышки горшочков становятся заметно бросче.

Позже их возможно глазировать. После этого второй обжиг, а дальше – отбраковка, упаковка, склад. Это для тех изделий, которым суждено остаться красноватого и темно-желтого цвета. Но часть партии поднимают лифтом на второй этаж – на участок кистевой росписи.

Тут трудится чисто женский коллектив, быть может, из-за кропотливости работы: каждое изделие расписывается вручную по примерам.

«Вот это и имеется отечественная главная продукция – горшочки, комплекты для холодца, тарелки, пельменницы. Это самая ходовая продукция. Кроме того кружки выпускаются в малых количествах, из-за того что магазины завалены китайскими изделиями», – говорит директор предприятия Александр Моисеев.


Подарки небес

Ни внимание страны к эксклюзивному производству, ни запасы сырья практически под ногами не помогли бы «Гончару», если бы его управление своевременно не приняло последовательность верных ответов для обеспечения его «плавучести» и не совершило реструктуризацию продуктового портфеля. Сохранить традиции псковских ремесленников возможно было единственным методом – за счет повышения доли востребованной рынком, менее эксклюзивной и недорогой в производстве продукции.

Но переориентации производства на горшки-пельменницы выяснилось не хватает – завод столкнулся с проблемой сбыта. Личный магазин сувенирной продукции в основном трудился на имидж, чем на оборот. Другие городов области и торговые точки Пскова были уже охвачены, а дабы дотянуться дальше, у производителей не хватало навыков.

Случались заказы со стороны, но на маленькие партии, что осложняло планирование производства, придавало ему неровный, нервозный темперамент.

«Псковский гончар» желал и мог создавать больше. А вот реализовывать больше – не имел возможности. Неприятность была решена годом ранее, в то время, когда управление завода смогло отыскать большого клиента, поставляющего продукцию в федеральные торговые сети, запрашивающие недорогую, но качественную продукцию. «Мы вышли на компанию из Санкт-Петербурга „СтройРемонт“, заключили с ней эксклюзивный дилерский соглашение.

Она есть отечественным представителем на Северо-Западе, за исключением Новгородской и Псковской областей», – говорит Моисеев.

Интерес больших клиентов связан как раз с посудными изделиями: спрос на них так высок, что сейчас выполнить все заказы завод не успевает. Рост выпуска продукции завода «Псковский гончар» в 2007 году составил 20. Наращивать выпуск продукции дальше до тех пор пока нет техвозможностей, а на расширение мощностей нет собственных средств.

В качестве варианта решения проблемы рассматривается поиск стратегического инвестора. Тот же «СтройРемонт» не против инвестировать в развитие «Гончара», при условии что он будет совладельцем. Окончательное слово – за собранием производственного кооператива (такова сейчас форма собственности предприятия), но для псковских гончаров это настоящий шанс подняться на ноги и сохранить традиции собственного мастерства.

Случайные записи:

Учимся петь. В поисках опоры ч.1-я. Упражнение Сета Риггса


Еще немного статей: