Как ни необычно, самая целостную совокупность представлений о дарении и подарках возможно найти не в работах социологов, культурологов, психологов, посвященных современному обществу, а в материалах этнографических изучений архаических обществ Полинезии, Скандинавии, Северо-Запада Америки, Меланезии, Папуа, чукчей, эскимосов, коряков и др. Основополагающая работа для того чтобы рода — Эссе о даре французского ученого Марселя Мосса.
анализ и Расшифровка древних текстов, изучение сохранившихся до отечественных времен обычаев говорят о том, что в большинстве первобытных обществ дарение было фактически главной формой публичных взаимоотношений между кланами, племенами, индивидуумами и семьями. Наряду с этим в отношении дарения существовала совокупность в полной мере определенных, достаточно жестко делаемых традиций и правил. Потом конспективно приведены ключевые принципы, отраженные в упомянутой работе Мосса.
Они так несложны, ясны и конкретны, что не требуют комментариев.
— Делать подарки, принимать подарки, делать ответные подарки — это в равной степени ответственные обязанности, каковые должны неукоснительно выполняться.
-В обмене дарами на равной базе участвуют как предметы движимого и недвижимости, так и символы внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах, играх, танцах, празднествах.
— торжественность и Объём дарения — главная формой соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над вторыми определяется числом сделанных им подарков.
— Вручение подарка имеет целью породить дружеские эмоции. Все стараются превзойти друг друга в щедрости. -В любой момент, выходящий за рамки повседневности, нужно пригласить друзей, поделить с ними плоды успешной охоты либо собирательства.
-Отказ подарить, отказ пригласить на трапезу либо ритуал в ситуации, в то время, когда это требует обычай, эквивалентен объявлению войны, отказу от альянса.
— Отказ принять презент эквивалентен объявлению войны, отказу от альянса. Подобно — отказ учавствовать в празднестве, отказ принять угощение.
— Ответный презент делается добровольно по прошествии некоего времени. Добровольность, но, достаточно условна. Отказ от исполнения этого обычая ведет к очень тяжелым последствиям — от публичного осуждения до утраты власти а также до порабощения.
Отказ от встречного дара приравнивается к воровству, ведет к утрата чести, утрата лица.
— Ответный презент должен быть более полезным, чем полученный презент.
— Тот, кто принимает вещь в дар, в определенном смысле признает себя реализованным , пока он не сможет сделать ответный презент
— В случае если кто-то не имеет возможности вовремя сделать хороший ответный презент, он может сделать маленький промежуточный презент, успокаивая тем самым дарителя и приобретая право на некую отсрочку.
-Поскольку подарки являются серьёзной составляющей долговременных взаимоотношений, то они делаются публично, в праздничной форме (публичная память об этом событии компенсирует отсутствие письменных свидетельств).
-Дары, получателей и дарителей направляться разглядывать во связи, скрупулезно, дабы не было никакой неточности в методе принесения даров либо их получения. Все подчинено этикету, хорошему от продажи.
-Процедура вручения подарка максимально празднична. Даритель принимает преувеличенно скромный вид, просит прощения за то, что дает только то, что у него осталось, после этого празднично под звуки раковины приближается и бросает к ногам партнёра и соперника даримую вещь. Взявший дар высказывает пренебрежение к подарку, опасается подарка.
Он берет презент в руки лишь через 60 секунд.
-Слишком щедрые подарки представляются оскорблением.
-Все вещи делятся на предметы обыденного потребления, подлежащие несложному разделу, и фамильные сокровища (талисманы, бронзовые гербовые пластины, одеяла), каковые употребляются в качестве даров.
-Подарок — вещь, которая обязана доставить наслаждение получателю. Но презент постоянно несёт на себе некоторый отпечаток, метку хозяина.
-Подарок — не инертен. Он сохраняет что-то от дарителя. Вручив презент, даритель обретает определенную власть над получателем.
Не вернуть в той либо другой форме презент страшно не просто вследствие того что это недозволено, но и вследствие того что полученные вещи владеют над вами религиозно-волшебной властью, от которой нужно избавиться.
-Связь при помощи вещей — это сообщение душ, поскольку вещь сама владеет душой, происходит от души. Из этого следует, что подарить что-то кому-нибудь — это подарить что-то от собственного Я.
-Представление о том, что вещи сохраняют что-то от их хозяев, выражается, к примеру, в сохранившихся во Франции обычаях ударить по реализованной вещи, хлестнуть реализованного барана чтобы оторвать вещь от бывшего хозяина.
-Пять мотивов дара: долг, польза, ужас, любовь, жалость.
-Для искупления ритуальной неточности нужно устроить празднество либо по крайней мере сделать презент. -Существует период, именуемый керекере, на протяжении которого запрещено никому ни в чем отказывать (к примеру, на протяжении обмена подарками между двумя семьями на протяжении бракосочетания).
-Подарки скрепляют брак, образуют родство между двумя парами своих родителей (потом эти две группы родственников не видятся и не говорят между собой, но непрерывно обмениваются подарками).
-Закон гостеприимства подразумевает необходимое приглашение к трапезе, которое гость не должен отвергать, равно как не должен его и получать. Еда должна быть приготовлена специально для гостя. Перед уходом гость обязан взять презент.
— Обряд встречи по окончании продолжительной разлуки подразумевает обмен подарками.
— Подарки отъезда постоянно превосходят подарки прибытия.
-Отечественные праздничные дни, это перемещение иглы, помогающей соединить части мелких соломенных крыш, дабы сделать одну лишь крышу, лишь одну клятву (Полинезия).
-Достаток создается чтобы быть данным.
-Тот, кто пытается стать самым богатым, должен быть и самым расточительным.
-Раздача достатков играет роль покаяния, привлекательной жертвы духам и восстановления общности с другими людьми.
-Ценности должны достаточно интенсивно передаваться друг другу в качестве подарков (медь ворчит, требует, дабы ее отдали).
-Кто ест, не поделив пищу с втором, тот ест яд халахала.
-Встречая прибывших на праздник гостей, им усердно оказывают помощь выгрузить вещи, и уничтожают лодки, на которых они приплыли, после этого отдают собственные лучшие лодки при отъезде.
-Быть дарителем — почетно, его чествуют, прославляют.
-Даритель уверен, что даваемое возвратится, так, дар обогащает и дарителя и получателя.
— Прими меня (получатель), дай меня (даритель), отдавая меня, ты возьмёшь меня снова.
-Счастья и Секрет Удачи в том, дабы давать, не хранить, не получать Удачи, но раздавать ее, дабы она возвратилась к вам в нашем мире сама по себе в форме блага, которое вы сделали либо в второй форме. Жертвовать собой, покупать лишь чтобы отдавать — источник и такой закон природы настоящей пользы.
Не страно, что Мосс выступает в протест потребления термина примитивные по отношению к изучаемым им архаическим обществам, а собственную работу заканчивает определенными нравственными оценками, в свете которых тенденции и современное общество его развития выглядят не лучшим образом. Работа Мосса Эссе о даре явилась толчком для построения некоторых радикальных теорий публичного развития, но это уже вторая тема.
[ZEBR_TAG_a href=/?api=redirecturl=http3A2F2Fwww.ya-daru.ru3Ewww.ya-daru.ru3C2Fa3E3C2Fp3E target=_blank
Случайные записи:
- Гости из прошлого. топ-10 гаджетов и девайсов в стиле ретро
- Майя арутюнян рассказала о креативной стратегии на конференции brandbusiness
ЧТО ПОДАРИТЬ НА НОВЫЙ ГОД?
Еще немного статей:
-
Молитва на подарок: что нужно знать
Подарочные молитвы часто видятся в религиозных лавках. Кому же возможно приобрести таковой необыкновенный презент? Само собой разумеется, не каждому…
-
Запечатай свою идею: конверт в подарок
Среди бесчисленных подарков постоянно хочется подобрать тот, что поразит в самое сердце, приятно поразив вашего близкого человека. Романтический либо…